$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Место на мировом рынке

29.06.2007

3-4 июля город Лида в третий раз ожидает на традиционные выставку-презентацию продукции местных производителей и экономический форум гостей со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. В первый день откроется выставка, а 4 июля пройдет международный экономический форум. Обо всем этом рассказывает председатель Лидского райисполкома Андрей ХУДЫК.

- Выставка — дело затратное. Если Лида в третий раз собирается ее проводить, значит, удалось достичь роста продаж, в т.ч. зарубежных?

— Да, удалось. Перед предыдущими выставками ставили задачу увеличения экспорта, заключения новых контрактов, привлечения инвестиций. Нужно сказать, что с ней мы успешно справились. На обеих выставках заключались соглашения с ТПП и администрациями регионов стран СНГ, Евросоюза, которые предусматривали и экономическое сотрудничество. Документы не легли под сукно. Шел постоянный анализ их выполнения, оперативно решались проблемы продвижения совместных проектов. В результате, если три года назад Лида торговала с 30 странами мира, сейчас — почти с 50. В два раза вырос объем промышленного производства. Если 3 года назад промышленность района в месяц продавала продукции на 40 млрд. Br, то сегодня — на 90 млрд. Созданы магазины, торговые представительства, совместные производства, новые рабочие места, организован выпуск новой продукции.

Выставки привели в действие еще один мощный резерв — патриотический фактор. Посетив экспозиции, жители заново открыли для себя свой район. Ведь далеко не все представляли себе все разнообразие продукции, которая производится теперь. Узнав, что соседи активно ищут свою нишу на зарубежном рынке, задались вопросом: «А чем мы хуже?». В результате такого соперничества выросли производительность труда, качество продукции, стало больше ее продаваться как в стране, так и за рубежом. Экспортируем сеялки, косилки, светильники, лен, лакокрасочные материалы, фталиевый ангидрид, продукцию из стекла, сухое молоко и т. д. Одной из перспективных экспортных отраслей района является сельхозмашиностроение, представленное 5 предприятиями.

- Лида — приграничный район. Насколько успешно субъекты хозяйствования используют соседство с Евросоюзом, осваивают рынки других стран?

— Конечно, мы стараемся использовать свое географическое положение. Несмотря на сильную конкуренцию, наши производители уже давно вышли на западноевропейские рынки. Стараемся закреплять свое присутствие: за последний год темпы роста экспорта района в т.н. дальнее зарубежье были в два раза выше, чем в страны СНГ. В Европу продается сельхозтехника — сеялки, косы и др., поставляется продукция завода ОАО «Лакокраска». Стеклозавод «Неман» открыл ряд магазинов в Австрии, Англии и Литве. В последней планируем начать совместное производство светильников. С литовским Екабпилсом заключили соглашение о поставках «Лидского пива», тара, этикетка и вкусовые особенности которого адаптированы под запросы, язык и менталитет прибалтов. Уже отправлены первые партии. Расширять рынки сбыта нам помогает политика, проводимая Президентом Республики Беларусь А. Г.  Лукашенко, правительством страны, дипломатическими представительствами Беларуси за рубежом. Только в апреле состоялся визит главы государства в Азербайджан, а уже сегодня в Баку открыт магазин завода «Неман», который будем использовать для рекламы и реализации другой продукции, например, лакокрасочной и обувной. Через него уже проданы автобусы опытного завода «Неман», косы. На рынках каждой из стран, где продаем свой товар, практикуем индивидуальный подход по продвижению продукции. Например, с сельскохозяйственной техникой рассчитываем попасть в товаропроводящие сети МАЗа и Минского тракторного завода. Предложим покупателям комплектовать тракторы «Беларус» плугами, сеялками, культиваторами и другой сельхозтехникой. Самым важным зарубежным рынком сбыта для нас остается Россия. Кстати, в Москве открыт торговый дом «Лида-регион».

- В российское сельхозмашиностроение (и сельское хозяйство в целом) в последние годы пошли мощные инвестиции. Ощущают ли это на своей деятельности на рынке РФ лидские производители сельхозтехники?

— То, что россияне стали развивать свое сельское хозяйство, не может нас не радовать. Россия — огромная страна. И если будем производить качественную, востребованную технику для российского села — соседний рынок ее поглотит. И будет мало. До сих пор нам удавалось успешно отслеживать спрос и предлагать соседям то, что нужно. Отзывы большинства покупателей-россиян свидетельствуют, что белорусская продукция из Лиды по своим техническим характеристикам близка технике таких известных компаний, как «Klass» и «Джон-Дир». Но на порядок дешевле. В целях расширения продаж наши градообразующие и валообразующие предприятия «Лидаагропроммаш», «Лидсельмаш», Минойтовский ремонтный завод ежегодно посещают российские выставки. Еще только экспоненты вернулись из Краснодара, где техника демонстрировалась, что называется, в деле, а уже ее первые комплекты отправлены в Россию — покупателям, с которыми предприятия заключили договоры по продажам. На очереди новая выставка, которая пройдет уже 3 июля в Ростове-на-Дону.

В России успешно реализуем «пивные» проекты. Вначале «Лидское пиво» продавалось в Калининграде и Смоленске. После проведения Дней Москвы в Беларуси договорились с Северо-Западным округом Белокаменной поставлять туда мясную, молочную продукцию и пиво. В частности, пиво намерены продавать на улицах Москвы — в рамках дней выходной торговли. В Россию идут не только продукты питания, но и мебель, обувь, лакокраска. Хотя основные объемы продаж в стоимостном выражении, конечно, дает сельхозтехника.

- Приобретая отечественную технику, руководители сельскохозяйственных предприятий часто мечтают о западной, сетуя на то, что наши агрегаты еще не столь производительны.

— Да, руководители хозяйств отслеживают новинки. Это заставляет нас работать над повышением надежности и производительности предлагаемой селу продукции. Чтобы она отвечала всем требованиям сельхозпроизводителей, собираемся заключить договор с одной из литовских фирм-поставщиков о создании сборочного производства техники, производимой лучшими европейскими компаниями. Собирая ее, мы намерены «подтянуть» и собственное производство до уровня самых высоких мировых образцов.

Хочу отметить, что конкурентоспособность ряда валообразующих предприятий растет во многом благодаря поддержке государства. В рамках протокола поручений Президента Александра Лукашенко по стеклозаводу «Неман» (город Березовка) и «Лидаагропроммаш» оба предприятия активно осваивают новые технологии, предлагая важную для рынка конкурентоспособную по цене и качеству продукцию.

Сегодня некоторые предприятия страны начинают осваивать производство сеялок, плугов, грабель, кос — все то, что уже много лет производят предприятия Лидского района. На наш взгляд, не нужно зря тратить время и деньги на освоение этой продукции — все это можно купить у нас.

Кроме продукции сельхозмашиностроения, в нашем районе в последние годы активно развивалось мебельное производство, торговля и сфера услуг. В последнее время литовские инвесторы открыли два производства по пошиву одежды — так решилась проблема с женской безработицей. Началось производство керамзита, пеллет.

- Насколько охотно потребители приобретают это новое топливо — пеллеты?

— К сожалению, отечественные покупатели не готовы к их использованию: данный вид топлива слишком дорог. Пеллеты продаем на запад. Там благодаря льготам, действующим при потреблении этого топлива, их использование выгодно. Тем не менее наши производители находят собственные пути снижения доли энергозатрат в продукции и удешевления тепловой и электрической энергии. Директива Президента № 3 концентрирует внимание на эффективном использовании и импортируемых энергоресурсов, и местных видов топлива. На сегодняшний день в районе работают 3 установки по получению электроэнергии, использующие пар, газ и тепло, выделяемые в процессе производства — на ОАО «Лакокраска», ОАО «Стеклозавод «Неман» и сельхозпредприятии «Мажейково». Новые технологии получения тепла отрабатываются в жилищно-коммунальном хозяйстве микрорайона «Молодежный».

- Предыдущие выставочные форумы, прошедшие в Лиде, не ограничивались чистой демонстрацией потенциала районной промышленности. Какие знаковые мероприятия пройдут на этот раз?

— Важным событием для экономики региона должен стать международный экономический форум, в рамках которого мы попросили НАН РБ, МИД и ряд других министерств и ведомств, коллег из России, Германии обсудить формы и методы интеграционного развития, кооперации, дать оценку европейского опыта работы в этом направлении, предложить эффективные технологические и инвестиционные программы, охарактеризовать тенденции развития рынков сбыта и т. д. Предполагается участие в форуме представителей 10 стран мира — госорганов управления, дипломатического корпуса, бизнесменов, ученых, потенциальных инвесторов. Посещение ими выставки, участие в обсуждении вопросов устойчивого экономического развития Лидского района позволит ознакомиться с опытом развития отдельного региона в условиях глобализации экономики. Деловая часть праздника будет дополнена разнообразной культурной программой: концерты профессиональных и самодеятельных артистов, показательные выступления парашютистов и дельтапланеристов, дефиле моделей. В показах участвуют местные предприятия, компания «Милавица».

Тамара МАРКИНА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях