$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

МЕСТО ДЛЯ СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ©

30.01.2015

 

В ходе контрольно-аналитических мероприятий Комитет госконтроля постоянно отслеживает вопросы, связанные с привлечением субъектами хозяйствования денежных средств граждан. Любая организация раньше могла привлекать такие средства на свое усмотрение. Главное — не забыть назвать эти средства не вкладами (на прием вкладов имеют право только банки), а займами. При этом руководителя компании, собравшей с людей миллиарды рублей и позже лопнувшей, можно привлечь к ответственности, только если будет доказано, что он одалживал деньги и возвращать их не собирался.

Владимир ВОЛЧЕК, начальник управления контроля банковской деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Все это послужило основаниями для принятия Указа Президента от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций», которым с 1.01.2015 г. запрещена деятельность микрофинансовых организаций, не зарегистрированных в установленном порядке в Национальном банке.

В настоящее время прорабатываются вопросы по дальнейшему совершенствованию механизмов аккумулирования временно свободных средств физических и юридических лиц с использованием такого института, как инвестиционные фонды.

Напомним, что в республике в 1990-е годы существовали специализированные инвестиционные фонды (СИФы), занимавшиеся операциями с приватизационными чеками «Имущество». Однако работа СИФов приобрела в основном негативную оценку. Получаемые ими доходы не обеспечивали не только выплату дивидендов своим акционерам, но и покрытие расходов, связанных с текущей деятельностью фондов. Как следствие, начался процесс их ликвидации по причине убыточности.

В этот же период десятки небанковских финансовых компаний («Мыза», «Техинпром», «Новая генерация», «Сэкай» и др.), используя пробелы в законодательстве, без соответствующих лицензий привлекали деньги граждан под высокие проценты (порой до 2000% годовых) путем обмана, заключения мнимых и притворных сделок. В итоге обманутыми вкладчиками таких финансовых пирамид стали около 22 тыс. человек, которые потеряли более 20 млн. USD в эквиваленте. Логично, что в мае 1996 г. был принят Указ № 157 «О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности», запретивший организациям, не являющимся банками, привлекать денежные средства физических лиц.

Создание инвестиционных фондов как института коллективных инвестиций предусмотрено Законом от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах», которым устанавливалась возможность вложения привлеченных фондом денежных средств в ценные бумаги и банковские депозиты. Однако отсутствовали соответствующие нормы, детально регулирующие деятельность таких структур, и ни одного подобного фонда в стране создано не было.

У наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу лучше развит рынок финансовых услуг, в т.ч. в форме инвестиционных фондов, которые могут использовать привлеченные средства для вложения в ипотечные ценные бумаги, закладные, векселя, в требования по кредитам и договорам займа, в недвижимость и права аренды на нее и др. Так, в России работает почти 1,6 тыс. фондов различных типов, чья деятельность на законодательном уровне регулируется с 2001 г. (Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»), а в Казахстане, где такое регулирование появилось в 2004 г., — более 120.

Недостаточный уровень развития в Беларуси рынка ценных бумаг, являющихся одним из основных инструментов вложения привлеченных фондами средств инвесторов, может привести к возникновению условий для появления под видом инвестфондов финансовых пирамид. Это позволит недобросовестным организациям привлекать средства населения для вложения в акции якобы высокоэффективных предприятий. Кроме того, возможен отток валюты из республики.

Анализ информации о работе российских инвестфондов показал, что отдельные управляющие компании вкладывают значительные объемы привлеченных средств национальных инвесторов в ценные бумаги иностранных эмитентов. Например, открытый паевой инвестиционный фонд акций «ВТБ — Фонд Перспективных инвестиций» по состоянию на 28.11.2014 г. вложил в акции российских эмитентов 25,1 млн. RUВ, а иностранных компаний — 15,5 млн., что составляет почти 61% от его вложений в экономику России.

В таких условиях необходимо тщательно взвесить целесообразность создания инвестфондов, а также все возможные негативные последствия, связанные с их деятельностью. Следует на законодательном уровне четко урегулировать их деятельность, исключить возможные злоупотребления, обеспечить максимально прозрачное функционирование и максимальную защиту прав инвесторов.