$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Рейтинги

МЕСТА НЕ КРАСЯТ ДОЛГИ

22.07.2011

Рейтинговое агентство Moody’s сообщило в своем пресс-релизе, что неучтенные долги провинциальных властей КНР могут превышать 540 млрд. USD — около 10% китайского ВВП. Это свидетельствует, что после начала реализации антикризисной программы в 2008 г. правительство страны слабо контролирует местные финансы, что в перспективе может стать угрозой для экономики и социальной стабильности в КНР.

Согласно результатам опубликованного 27 июня национальным бюро аудита (НБА) при госсовете КНР исследования, долги местных властей на конец 2010 г. составили 10,7 трлн. юаней (1,6 трлн. USD), из которых около 80% были выданы банками. По данным Moody’s, еще 3,5 трлн. юаней (540 млрд. USD) подобных долгов не указаны в докладе китайских аудиторов. По мнению замглавы пекинского бюро Moody’s Чжана, это означает, что данные кредиты, скорее всего, плохо задокументированы и представляют наибольший риск образования просроченной задолженности. Агентство отмечает, что общая доля плохих кредитов в портфелях китайских банков видимо составляет 8–12%, а не 5–8%, как предусматривает базовый сценарий. В результате Moody’s может пересмотреть прогноз по состоянию банковской системы КНР на «негативный».

Публикация Moody’s подтверждает, что в банковской системе Китая не все благополучно. В конце мая Reuters сообщило, что с июня госсовет КНР начнет инвентаризацию проблем банков, возникших в результате выдачи кредитов провинциальным властям. По данным Reuters, Пекин выделит на эти цели до 3 трлн. юаней (463 млрд. USD) и надеется завершить работу к осени 2012 г. — к открытию XVIII съезда Компартии КНР. С ним и возможной сменой руководства страны аналитики связывают масштабную проверку местных финансов, которую проводят НБА, комиссия по банковскому регулированию и Народный банк Китая. При этом из-за различных методик у двух последних результаты оценки получились выше, чем у НБА. По мнению китайских банковских экспертов, общая сумма долгов местных властей может составлять от 15,4 до 20,1 трлн. юаней (2,38–3,1 трлн. USD) — почти половину прошлогоднего ВВП Китая. Значительная часть этих долгов возникла в 2008 г., когда Пекин выделил на антикризисные меры 4 трлн. юаней (585 млрд. USD) и начал активно кредитовать местные правительства для реализации проектов, призванных стимулировать рост и занятость. При этом контроля за расходами провинций практически не было. Местные чиновники получили возможность создавать специальные структуры для финансирования своих программ — local government financing vehicles (LGFV). На конец 2010 г. в КНР их было создано, по разным оценкам, от 6,5 до 11 тысяч, причем, по мнению Moody’s, многие из кредитов могут оказаться невозвращенными.

Это не столь уж страшно для второй по величине экономики мира. Золотовалютные резервы КНР превышают 3 трлн. USD и китайские банки устоят, даже если доля плохих кредитов в их портфелях достигнет 27%. Однако опасение вызывает то, что многие проекты, на которые брались кредиты, могут не окупиться. Уже сегодня китайские СМИ пишут о пустующих новых домах и нецелевом использовании на местах полученных из центра денег. Поэтому к моменту выплаты долгов, который в основном придется на 2013 г., денег у местных властей может не быть. При этом иностранные финансисты считают, что в реальности положение еще серьезнее. Они не склонны доверять официальной статистике, составленной на основании отчетности, отредактированной провинциальными партсекретарями. В условиях растущей инфляции, которая уже вызвала недовольство в провинциях, угроза дефолтов местных властей способна усугубить ситуацию.

Напомним, в конце июня белорусские власти провели консультации со специалистами КНР по вопросам стабилизации ситуации на финансовом рынке нашей страны. По мнению руководства страны, китайский опыт будет очень полезен для нашей республики.