Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Меры государственной поддержки... или работа для чиновника?

29 сентября 2002г. увидел свет Указ Президента Республики Беларусь N 493 "О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"...
29 сентября 2002г. увидел свет Указ Президента Республики Беларусь N 493 "О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Если исходить из названия Указа, то, видимо, следовало бы ожидать чего-то очень радикального, касающегося всех субъектов хозяйствования, особенно учитывая сложную экономическую ситуацию (всем памятно заседание правительства, на котором "изыскивались" резервы для выплаты зарплаты) и необходимость создания нормального правового поля для предпринимательской деятельности. И первыми шагами на этом пути должны, по нашему мнению, стать решения, направленные на устранение излишних, неоправданных административных барьеров, меры по стабилизации законодательства. Однако в повестке очередной сессии парламента отсутствуют проекты важнейших законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Указ N 493 решает узкую проблему -- предоставление некоторых преимуществ и льгот отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Он вытекает из Декрета Президента от 2002-04-19г. N 11 "Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (НРПА, 2002г., N 48, 1/3646). Указанный Декрет, отменив предоставление индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам (п.1), в п.2.1 предусмотрел, что отдельным категориям налогоплательщиков (выделено мной -- В.Ф.) преимущества могут быть предоставлены налоговым законодательством. Заметим, что речь идет не об индивидуальных льготах, а о категориях льготников. Но п.2.2 Декрета расставил все на свои места, указав, что индивидуальная государственная поддержка может быть оказана в порядке, определяемом Президентом, и выражаться в различных формах, в т.ч. налоговых и таможенных льготах. В связи с этим два вопроса к читателю. 1. Считаете ли вы, что указанный Декрет действительно отменил индивидуальные льготы? 2. Не означает ли это, что индивидуальные льготы просто перевели на более высокий уровень "принятия решений"? Ответ, представляется, очевиден. Единственное, что следует отметить, так это то, что вступление указанного Декрета в силу привязано к вступлению в силу Соглашения между правительствами Беларуси и России о создании равных условий в области ценовой политики. Вступление в силу Указа N 493 также привязано к этому сроку.

После ознакомления с Указом N 493 остается двойственное впечатление. С одной стороны, хорошо, что установлены единые критерии и единый порядок предоставления льгот и преимуществ. С другой стороны, а нужно ли это? Не лучше ли вместо предоставления индивидуальных льгот определить стабильные, четкие, ясные правила игры для всех? Ведь практика показывает, что индивидуальные льготы, как правило, имеют обратный эффект и только развращают тех, кому они предоставляются. К тому же это -- возможный источник коррупции и других негативных явлений. В связи с этим должен был бы действовать только п.1 Декрета N 11, но не п.2. Но, похоже, мы никак не можем избавиться от желания что-то делить, разрешать, запрещать и т.д. Похоже, многие государственные чиновники только это и могут, к тому же здесь есть возможность и "подзаработать". В свете недавно утвержденной Программы по борьбе с коррупцией это тем более выглядит странно. И то, что принятие решений переведено на уровень Президента, вряд ли уменьшит порочные явления. Скорее, ставки просто повысятся.

С третьей стороны, а не играем ли мы в какие-то игры? Формально вроде бы отменили индивидуальные льготы, а на самом деле... Если исходить из того, что такое решение основано на соглашениях с Россией, то выполнили ли мы условия?

Помимо указанных выше, в отношении Указа N 493 возникают и другие, "более мелкие" вопросы, которые, однако, в своей совокупности набирают приличный вес и в общей оценке вызывают сомнения в эффективности этого документа.

Так, отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов и таможенных платежей предоставляются, в частности, при задержке финансирования из бюджета, в т.ч. оплаты выполненного госзаказа. Это хорошо вроде бы, потому что на самом деле сегодня такие проблемы существуют. Но не лучше ли в данном случае просто взыскать убытки с государственных органов? У нас, кстати, это предусмотрено законом и, кроме того, есть документ, о котором, к сожалению, кое-кто не знает, а другие предпочитают забыть -- утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16.06.93г. Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.

Указанные выше льготы могут предоставляться также если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер. Но в данном случае возникает резонный вопрос: а почему для "сезонников" не предусмотреть прямо в законе (Налоговом кодексе) особый порядок уплаты налогов и не заставлять их всякий раз идти на поклон?

Не выдерживают критики и процедуры предоставления льгот (дабы не обвинили в неточности, поясним, что "меры государственной поддержки" мы для краткости именуем льготами). Так, для получения льгот по налогам, сборам и таможенным платежам необходимо представить заявление и еще 6 документов, причем необходимость некоторых вызывает большие сомнения. К примеру, если предоставляется бухгалтерский баланс, то зачем справка об основных экономических показателях по форме, утвержденной Минэкономики? А выписка из перечня отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер? Неужели госорганы не знают этого перечня? А ведь перечень еще, видимо, нужно будет и удостоверить, снова же в госоргане. Создается впечатление, что чиновники у нас без работы никогда не останутся и работу они себе в отличие от безработных изобретают сами.

Пройдя все ступеньки и собрав все бумажки, любой претендент еще не гарантирован в получении льготы. Да и соблюдение всех процедур приведет к тому, что сроки уйдут, и рассрочки, отсрочки и пр. утратят смысл. Конечно, будут и выигравшие -- те, кто сможет найти "подходы" к чиновникам и получит "зеленый свет". Но таких, скорее всего, будет немного.

Следует также учесть, что большинство "мер государственной поддержки", предусмотренное Указом, -- возмездное. Так, льготы по налоговым и таможенным платежам будут стоить 1/4 ставки рефинансирования Нацбанка, налоговый кредит -- 1/2 такой ставки.

В свете сказанного возвращаемся к вопросу об эффективности названных мер. И можно ли их в полной мере назвать "мерами государственной поддержки"? Гораздо важнее было бы со стороны государства создать цивилизованные, ясные и стабильные правила игры и Президенту пореже вмешиваться в эту игру.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений