$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Мерчендайзинг поневоле

28.03.2008

В связи с поступающими запросами о возможности оказания платных услуг по выкладке товаров (так называемая «продажа полок») Министерство торговли опубликовало на своем сайте следующее разъяснение.

Главной задачей магазина, иных торговых объектов (далее — магазин) является продажа товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Продажа товаров осуществляется в рамках торгово-технологического процесса.

Согласно подп.3.6.8 п.3 Государственного стандарта СТБ РБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Белстандарта от 28.04.2003 № 22, торгово-технологический процесс — это последовательность операций, обеспечивающих процесс купли-продажи товаров и товародвижения.

Торгово-технологический процесс в магазине складывается из взаимосвязанных последовательных операций, начиная от поступления товаров в магазин и кончая приобретением их покупателями. Данный процесс в магазине состоит из следующих операций: разгрузки транспорта, приемки товаров по количеству и качеству, перемещения к месту хранения, хранения, подготовки товаров к продаже, фасовки, выкладки в торговом зале, продажи товаров и обслуживания покупателей.

Так как выкладка (размещение) товара в торговом зале магазина является неотъемлемой частью технологического процесса работы розничного торгового объекта, она не может расцениваться как дополнительная возмездная услуга, оказываемая поставщику товара.

Места для выкладки товаров определяются собственником магазина в зависимости от расположения торгового оборудования и определенных зон торгового зала для продажи товаров, относящихся к различным товарным группам.

При этом эксклюзивная выкладка товара на общих стеллажах (полках, витринах, прилавках, пристенных горках, иных местах, предназначенных для выкладки товара) торгового зала является навязыванием товара определенной разновидности, лишающая потребителя права свободного выбора товара. Эксклюзивная выкладка товара в торговом зале розничного объекта противоречит нормам Закона от 9.01.2002 № 183-З «О защите прав потребителей», в соответствии с которым потребитель имеет право на свободный выбор товара надлежащего качества, а продавец обязан оказывать содействие ему в таком выборе. Ст. 11 данного Закона предусматривает, что установление каких-либо преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством. Следовательно, любые сделки поставщика товара и розничного предприятия, предметом которых является эксклюзивная (наилучшая и т. п.) выкладка товара, следует рассматривать как несоответствующие законодательству.

Собственники магазинов вправе оказывать поставщикам товаров услуги, не связанные непосредственно с торгово-технологическим процессом, такие как маркетинговые и рекламные услуги.

В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Минторга от 20.09.2002 № 86, маркетинговые услуги представляют собой мероприятия в области исследования торгово-сбытовой деятельности организации, изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижение товаров (работ, услуг) от производителя к потребителю с целью прибыльной реализации; другими словами, маркетинговые услуги можно определить как анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта.

В соответствии с абз. 7 ст. 2 Закона от 10.05.2007 № 225-3 «О рекламе» реклама представляет собой информацию об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Эксклюзивная выкладка не может являться маркетинговой услугой, предоставляемой поставщику товара, т.к. данные таких маркетинговых исследований будут искажены в связи с влиянием на них эксклюзивности выкладки, влияющей на спрос населения. Кроме того, собственник магазина заинтересован в ускорении реализации приобретенных им товаров не меньше, чем поставщик.

Вместе с тем, как показывает практика, под видом проведения рекламных и маркетинговых меро-

приятий осуществляется скрытая «продажа полок» поставщикам розничными торговыми объектами.

Оплата поставщиками товаров подобных фиктивных услуг приводит к необоснованному росту оптовых и розничных цен, т.к. стоимость рекламных и маркетинговых услуг относится поставщиками к затратам, что в результате влияет на конечную стоимость продукции и вредит прежде всего потребителю.

Таким образом, эксклюзивная или иная подобная выкладка товаров, предоставляющая преимущества определенным товарам, противоречит действующему законодательству и не может оказываться собственником магазина как возмездная услуга поставщику.
 

ОТ РЕДАКЦИИ. Мерчендайзинг (искусство торговать, англ.) — популярное направление в маркетинге, в основе которого лежит наблюдение за поведением покупателей в момент совершения покупки. Цель мерчендайзинга — стимулировать розничные продажи путем привлечения внимания покупателей к определенным маркам. Поэтому выкладка товаров на полках магазинов приобрела особое значение. Ничего плохого в этом нет. Но предприятия розничной торговли стали требовать от поставщиков отдельную плату за выкладку товаров — под предлогом то ли маркетинговых, то ли рекламных услуг. Помимо финансовых, у производителей возникли и сугубо бухгалтерские проблемы: можно ли отнести подобные расходы на себестоимость и затраты для целей налогообложения (причем для последнего реклама и маркетинг строго нормируются)? Между тем по мере того, как лидирующие позиции в розничной торговле стали занимать торговые сети, вытесняющие мелких торговцев, отказываться от такого предложения производителям становится все труднее. Ведь, становясь монополистами, розничные сети могут диктовать условия — как своим поставщикам, так и покупателям. Индивидуальный предприниматель — владелец 1-3 киосков себе такого бы не позволил…