$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МЕНЯЕМ ПРИБЫЛЬ НА БОНУС©

14.01.2014

Одна из главных проблем, стоящих перед белорусским правительством, — найти пути эффективной мотивации руководителей предприятий и выбрать показатели, по которым можно оценить их работу. При этом власти традиционно ищут наиболее простые варианты для решения одной из самых сложных задач современного менеджмента.

Пункт плана совместных действий Совмина и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, «о рассмотрении вопроса о премировании руководителей госпредприятий и организаций с долей государства в размере до 10% от полученного по итогам года прироста чистой прибыли при условии выполнения прогнозного годового показателя чистой прибыли» был реализован весьма быстро. Постановлением Совмина от 27.12.2013 № 1144 руководителям успешно работающих организаций может быть установлен годовой бонус в размере до 10% от полученного по итогам отчетного года прироста чистой прибыли организации, но не более 12 окладов, вместо прежнего бонуса в размере до 1% годовой чистой прибыли за выполнение прогнозного показателя по ней и иным доведенным параметрам. Кроме того, руководители могут рассчитывать на премии за достижение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом зарплаты и другие показатели, устанавливаемые органом, заключившим контракт, ежемесячное вознаграждение за обеспечение реализации, в т.ч. на экспорт, снижение запасов готовой продукции. Зато при наличии убытка, долгов по выплате зарплаты или ее опережающем росте по сравнению с производительностью труда никаких премий, бонусов и вознаграждений директорам не полагается.

К сожалению, улучшение одних показателей часто влечет ухудшение других. К примеру, прикажут наращивать объемы — растут запасы готовой продукции, велят их снизить — падает прибыль, потребуют увеличить экспорт — пухнет дебиторская задолженность. Начнешь ее сокращать, требуя предоплату, — вообще ничего не продашь, упадут объемы, экспорт и прибыль, вырастут складские запасы. В таких условиях поддерживать паритет темпов роста зарплаты и производительности труда почти нереально — народ вообще разбежится. Неудивительно, что предлагаемые властями стимулы кажутся иным директорам несопоставимо скромными по сравнению с усилиями, необходимыми для достижения заданных рубежей.

Поэтому столь желанным кажется установление 1–2 показателей, за которые можно получить максимальную премию с минимальным напряжением. Вполне логично, что это будет прибыль — раз уж в ГК именно она объявлена целью деятельности коммерческих организаций. Но тут есть существенный изъян — прибыль слишком легко «нарисовать». Достаточно «отложить» некоторые затраты и капитализировать другие, начислять амортизацию поменьше и подольше, немного «поколдовать» со списанием запасов и курсовых разниц, не утруждаться созданием резервов и определением обесценения активов — и убытки «рассосутся», прибыль уложится в рамки доведенного прогноза, давая руководству право на бонусы и премии. При таком могучем стимуле мало кого остановят рамки законодательства: ведь за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности грозит лишь штраф в размере от 4 до 20 базовых величин (если, конечно, тут не замешано выманивание кредитов по заведомо недостоверной отчетности или сокрытие налогов). В свою очередь, чиновники исполкомов и министерств периодически «вызывают на ковер» и дают нагоняи директорам за убытки, сотрудники ИМНС подозревают в них уклонение от уплаты налогов. Все это прямо толкает руководителей предприятий на искажение финансовых результатов. Неудивительно, что бухгалтеры не видят особого греха в завышение прибыли, а многие проверяющие, в т.ч. аудиторы, не обращают на это внимания, поскольку тут не возникает недоплаты налогов. К тому же если на кону премии топ-менеджеров, то редкий бухгалтер станет беззаветно отстаивать принципы, декларируемые ст. 3 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», и рискнет требовать письменного распоряжения на выполнение неправомерных указаний, как предписывается в п. 12 ст. 8 этого нормативного акта.

МЕЖДУ тем в современной практике есть немало других, более надежных способов оценки работы руководителей. Например, Росимущество в конце 2013 г. опубликовало на своем сайте методические рекомендации для компаний, в которых государству прямо или косвенно принадлежит более 50%, по установлению ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI) для топ-менеджеров. При этом в основу оценки эффективности руководителей положен размер капитализации компании и выплачиваемых ею дивидендов. Для публичных госкомпаний ведомство предлагает подсчитывать акционеров (Total Shareholders Return — TSR), которые зависят от дивидендной доходности и изменения цены акций, а для непубличных компаний — размер дивидендов в сравнении с их средним размером за 3 предыдущих года. По TSR акционеры смогут оценивать возвратность инвестиций, а государство — дивиденды как фактор поступления доходов бюджета и капитализацию — как показатель изменения инвестиционного климата и привлекательности компании для инвесторов.

В Беларуси такая оценка имела бы свою специфику: государство изымает 25% прибыли с принадлежащих ему акций (долей) предприятий, а капитализации у многих предприятий попросту нет, поскольку их ценные бумаги не обращаются на свободном рынке. Взамен некоторые ОАО увеличивают номинальную стоимость акций за счет перераспределения статей собственного капитала, что скорее вводит в заблуждение акционеров, поскольку на ликвидности и обеспеченности активами акций подобные действия никак не отражаются. Заменить капитализацию искусственно путем расчетной оценки стоимости предприятия не получится — это слишком дорого и бессмысленно. Отчасти компенсировать такой пробел может включение в KPI другого показателя — рентабельности инвестированного или акционерного капитала, позволяющей оценить эффективность инвестиций. Это было бы особенно полезно для госпредприятий, участвующих в реализации различных государственных инвестиционных программ. Помимо трех обязательных критериев, общий вес которых должен быть не меньше 30%, в России предлагается еще 5 показателей на выбор, из которых менеджмент и члены совета директоров должны выбрать минимум 2. Для нефинансовых организаций — это рост EBITDA (прибыль до вычета процентов по займам, налогов и амортизации) к предыдущему году, рентабельность по EBITDA, динамика удельной выручки, снижение затрат на закупки. Для финансовых — прирост кредитного портфеля, прирост средств клиентов, рост маржи и комиссионных доходов. Один KPI советы директоров могут придумать самостоятельно. Кроме того, Росимущество предлагает установить критерий депремирования: для нефинансовых организаций — превышение установленного советом директоров лимита чистого долга к EBITDA, для банков — увеличение объема просроченных кредитов.

Согласно методике Росимущества KPI должны утверждаться ежегодно на 3 года, причем рассчитывать показатели будет сам менеджмент на основе стратегии развития предприятия и с учетом динамики рынка. Таким образом, этот вопрос решается не директивно, а индивидуально, что повышает ответственность и роль советов директоров. От достижения KPI зависит премирование менеджмента по итогам года. Отметим, что в развитых странах в обязательном порядке раскрывается информация о методах определения и размере премий и бонусов топ-менеджеров как публичных компаний, чьи акции обращаются на биржах, так и крупных госпредприятий. Но в России таких правил транспарентности придерживаются далеко не все крупные компании, а в Беларуси это и вовсе не принято.

Предложенная Росимуществом методика расчета KPI для оценки эффективности работы руководителей позволяет в значительной мере ограничить возможности манипулирования показателями. Правда, ориентировка мотивации на рыночные показатели возможна лишь в том случае, если компания действительно работает в рыночных условиях. Если же она формально является открытым акционерным обществом, но ее акции не обращаются свободно на фондовом рынке (который и сам не выходит из летаргии), а все инвестиции сводятся к кредитованию и господдержке, то ни капитализация, ни TSR не могут служить для оценки эффективности менеджеров. Но это не исключает применения KPI, состоящего из иных вполне объективных показателей — было бы желание их использовать и умение применять.

КСТАТИ, в отличие от большинства других стран, у нас вознаграждения по итогам работы за год не уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1.3 ст. 131 НК). Это делает премирование руководителей еще более обременительным для предприятий, тем более что в белорусских условиях рост прибыли (за который полагается поощрение) влечет увеличение налоговых изъятий и обязательных отчислений в бюджет по Указу № 637 части прибыли на принадлежащую государству долю в уставном фонде. Таким образом, нередко рост прибыли сопровождается существенным сокращением оборотных средств, что приходится компенсировать привлечением кредитов, дороговизна которых ухудшает финансовые результаты, увеличивает обязательства, а следовательно, снижает рыночную стоимость компании. Впрочем, наши директора за нее не в ответе…

Леонид ФРИДКИН