$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Меняем оборотные платежи на увеличение НДС?

18.05.2007

О некоторых возможных новшествах в налоговом законодательстве «ЭГ» рассказала совсем недавно (см. «ЭГ» № 35, с. 3). Но, как оказалось, налогоплательщиков могут ожидать и другие нововведения. Как сообщил БелаПАН, отказаться от оборотных налогов за счет увеличения ставки налога на добавленную стоимость до 25% предложил на заседании «круглого стола» «Бизнес Беларуси в контексте новой экономической политики» вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» (МССПиР) Александр Калинин. Возможность увеличения ставки НДС до 20% рассматривается, как сообщил Интерфакс, и в правительстве.

То есть речь идет об отмене так называемого республиканского единого платежа, в который входят сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, который взимается по ставке 2% от выручки, а также налог за пользование автомобильными дорогами, уплачиваемый по ставке 1% от выручки. По информации БелаПАН, на «круглом столе» речь шла также о необходимости отменить и налог с продаж, на услуги и другие.

Предложения об отмене оборотных налогов и, в частности, единого республиканского платежа не новы. Об их вредности для экономики и негативном влиянии на налоговую нагрузку и финансовое состояние субъектов хозяйствования, а также цены, хотя бы из-за их кумулятивного эффекта, т. е. накапливания в цене, поскольку эти платежи взимаются на каждой стадии реализации продукции, писалось и говорилось не раз на самых разных уровнях государственного управления. Отмена этих оборотных платежей предусмотрена и правительственными программами, в которых планируется полностью отказаться от них к 2010 г. Правда, при этом об одновременном повышении ставки НДС речи не было.

Прежде чем изменять ставку НДС, стоит отмерить даже не 7 раз, а может, и 77. Ведь налог этот — универсальный. Из экономической теории и хозяйственной практики хорошо известно, что он охватывает очень широкий круг товаров, работ и услуг и является надбавкой к цене. В конечном счете его оплачивает конечный потребитель, т. е. население. Совершенно очевидно, что такое значительное увеличение ставки НДС приведет к росту цен.

Отмена республиканского единого платежа при увеличении ставки НДС может вполне подойти под расхожее выражение поменять шило на мыло. К слову, в России не раз уже поднимался вопрос о снижении ставки этого налога. Да, в некоторых государствах Евросоюза ставка НДС равна 25%, но и уровень доходов граждан там сегодня значительно выше, чем у нас. Тем более что по республиканскому единому платежу достаточно много льгот и, несомненно, проиграют те субъекты хозяйствования, которые сегодня платят НДС, но освобождены от республиканского единого платежа.

В последние два года наблюдается существенный рост поступлений по НДС. Во многом это объясняется переходом в торговле с Россией на принцип взимания налога по стране назначения. Значительно пополняет бюджет НДС при импорте энергоресурсов, особенно с учетом роста их стоимости. Неслучайно же в I квартале текущего года имел место довольно существенный профицит бюджета. Поэтому было бы рациональнее просто отказаться от республиканского единого платежа без всяких условий и помогать некоторым отраслям, если это необходимо, за счет бюджета.

А потому нужны весьма веские аргументы и расчеты в пользу увеличения ставки НДС. Иначе вместо столь желанного снижения налоговой нагрузки можно получить ее рост. И бизнесмены, вероятно, не обрадуются такому результату.

Вопрос «обмена» роста ставки НДС на отмену оборотных платежей вызвал неоднозначную реакцию и представителей органов госуправления. Так, по сообщению Интерфакса, министр экономики Николай Зайченко считает, что повышение НДС не должно использоваться в качестве компенсационной меры снижения или отмены оборотных налогов. «Я сторонник того, что ослабляя налоговую нагрузку, мы создаем мотивацию для хозяйственной деятельности. Это увеличивает налогооблагаемую базу и уже само приводит к увеличению собираемости налогов», — пояснил свою позицию министр, подчеркнув, что это является его личным мнением. В следующем году, по словам Н.Зайченко, оборотные налоги удастся «немного снизить».

Решение по обсуждаемому в правительстве Беларуси вопросу о возможности отмены или снижения оборотных налогов и повышении ставки НДС может быть принято не раньше конца июня, заявил Интерфаксу во вторник глава комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей Национального собрания Сергей Киселев. «Пока правительство не показывало нам расчеты, цифры по обсуждаемым вариантам», — отметил глава парламентской комиссии. С.Киселев напомнил, что «задача по отмене оборотных налогов стоит давно. Но самое главное в данном случае — это поиск компенсационного механизма и средств по финансированию села и развитию дорожной сети». Поэтому, добавил депутат, правительство должно «внимательно все просчитать». С.Киселев предположил, что отмена оборотных налогов не может быть в полном объеме компенсирована увеличением ставки НДС до 20%. По его словам, возможная отмена оборотных налогов «не столько снизит налоговую нагрузку, сколько упростит налоговую систему страны».

Впрочем, субъекты хозяйствования все еще надеются, что произойдет и снижение, и упрощение.

Валерия ГЕРАСИМОВА