$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Меньше контроля — больше ответственность

23.05.2008

Состояние работы по упорядочению назначения и проведения контролирующими органами проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности обсуждено 19 мая на заседании Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, которое провел руководитель Совета, председатель Комитета госконтроля Зенон ЛОМАТЬ.

Отмечено, что государственными органами, иными организациями, проводящими проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, приняты действенные меры по упорядочению планирования, организации и проведения проверок.

Благодаря формированию координационных планов контрольной деятельности в республике, областях и г. Минске упорядочено планирование деятельности контролирующих органов, не допускается проведение более одной плановой проверки субъекта хозяйствования в течение года. Этому способствует проведение проверок совместно всеми заинтересованными контролирующими органами (более 1/3 плановых проверок), что позволяет исключить дублирование контроля одних и тех же вопросов.

Минимизировать необоснованные проверки позволяют и меры, предусмотренные Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утв. Указом Президента от 15.11.1999 № 673, в котором ограничены полномочия контролирующих органов на назначение проверок. Так, внеплановые проверки назначаются уполномоченными законодательством должностными лицами либо по согласованию с советами по координации контрольной деятельности в республике, областях и г. Минске. При этом не допускается согласование внеплановых проверок, если проверки по аналогичным вопросам проводятся иными контролирующими органами. Кроме того, предприятиям предоставлено право обжаловать решения о назначении проверки в вышестоящий контролирующий орган либо в соответствующий совет по координации контрольной деятельности. За нарушение порядка назначения внеплановых проверок должностные лица по ст. 23.79 КоАП могут быть оштрафованы в размере до 50 базовых величин.

Комитетом госконтроля постоянно контролируется соблюдение требований законодательства в части назначения и проведения контролирующими органами проверок. В прошлом году и в I квартале 2008 г. установлено 74 факта нарушений контролирующими органами порядка согласования и информирования о проведении внеплановых проверок, в т.ч. по нарушениям, допущенным в 2007 г., — 48. К административной ответственности за такие нарушения привлечены 24 должностных лица, к дисциплинарной — 28.

В результате принятых мер по совершенствованию координации контрольной деятельности количество плановых проверок постепенно сокращается. Так, во II полугодии 2007 г. в координационные планы включено на 4,4% меньше проверок, чем в июле-декабре 2006 г., в I полугодии 2008 г. — на 7,4% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Количество внеплановых проверок, проведенных по согласованию с советами по координации контрольной деятельности в областях и с уведомлением этих советов, во II полугодии 2007 г. уменьшилось на 19% (по сравнению со II полугодием 2006 г.). На заседании отмечалось, что большинство внеплановых проверок по ходатайству госорганов связано с ликвидацией (реорганизацией) предприятий.

Основное количество проверок осуществляется налоговыми органами. Значительную их часть (96% от общего количества проведенных в 2006 г. и 95% — в 2007 г.) составили внеплановые проверки. Чаще всего основаниями для назначения этих проверок явились заявления организаций по вопросу зачета (возврата) НДС, необходимость взыскания налогов за счет дебиторов, проведение встречных и рейдовых проверок.

При снижении общего количества проводимых контрольных мероприятий отмечается рост их результативности.

К примеру, в 2006 г. налоговыми органами было проведено 92,8 тыс. проверок, в 2007 году — 77,5 тыс. (на 16,5% меньше). Вместе с тем количество выявленных проверками налоговых органов плательщиков, допустивших нарушения законодательства, в 2007 г. по сравнению с 2006-м возросло на 4%. Удельный вес налогов, предъявленных к взысканию, в общей сумме доначислений в 2007 г. составил 84,7% (в 2006 г. — 68,9%). Доначисления налогов в расчете на одну проверку в 2007 г. составили в сопоставимых ценах 110,5% к уровню 2006 г. Поступление в бюджет сумм налогов, взысканных с применением принудительных мер, увеличилось в 2007 г. на 0,5% (в 2006 г. — 5,7% от общей суммы поступивших налогов, в 2007 г. — 6,2%).

(Oкончание. Начало на с. 1)

По результатам рейдовых проверок в 2007 г. в доход государства обращено товарно-материальных ценностей на 13,6% больше, чем годом ранее.

Тенденция сокращения количества контрольных мероприятий с одновременным повышением их результативности отмечается также в работе ведомственных контрольно-ревизионных служб.

Однако число проверок в нашей стране по традиции считается очень большим. Так ли это? Или слухи о тотальности белорусского контроля сильно преувеличены? На заседании Совета были озвучены, например, такие цифры. Среди организаций непроизводственной сферы в среднем проводится 1-2 проверки, касающихся вопросов финансово-хозяйственной деятельности, в год. Что касается коммерческих организаций, то там их куда больше. Скажем, 79 крупных предприятий республики контролеры в среднем посещают 9 раз в год. Например, на Минском моторном заводе в прошлом году было 13 проверок, в т.ч. 12 — в связи с возвратом НДС; на ОАО «Гомельобои» — 15, включая 11 по вопросам возврата НДС, 2 встречные и 1 рейдовую. Председатель КГК З.Ломать отметил, что число проверок иногда «раздувается» лишь за счет ошибок самих проверяющих при учете проверок. Например, главе правительства было доложено, что агрокомбинат «Дзержинский» проверяли 76 раз. Но на самом деле проверок было вдвое меньше и лишь 6 из них — по финансовым вопросам. Об объемах контроля порой судят по статистике книг учета проверок, куда на некоторых предприятиях заносят чуть ли не все визиты посторонних лиц. На том же предприятии необоснованно в книги учета проверок было внесено 17 записей. Между тем из 26 жалоб, поступивших в Совет, лишь две касались фактов необоснованного назначения проверок. По мнению З.Ломатя, предприниматели вообще склонны преувеличивать число проверок.

Тем не менее заместитель главы Администрации Президента РБ Наталья Петкевич обратила внимание участников заседания, что каждый визит контролеров отрывает должностных лиц проверяемых субъектов от их основных обязанностей, выбивает из рабочего ритма. И количество проверок — не только показатель статистики, но и фактор, характеризующий деловой климат страны. А потому Совету необходимо выработать такую систему контроля, которая обеспечивала бы комфортное ведение бизнеса в Беларуси. Пути решения могут быть разными. Можно сократить допустимое число проверок, скажем, до 1 в 3 года, одновременно ужесточив ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства. Например, лишать нарушителей права заниматься предпринимательской деятельностью или руководящей работой. Есть предложение исключить из числа регистрируемых в книгах учета проверок некоторые виды контрольных мероприятий. Как сообщила министр по налогам и сборам Анна Дейко, более 52% внеплановых проверок налоговых органов проводятся по заявлениям плательщиков и связаны с возвратом НДС. Обойтись без таких проверок нельзя — в прошлом году было предотвращено случаев необоснованного возврата (зачета) НДС на 50 млрд. Br, а в I квартале 2008 г. — на 11 млрд.

На заседании Совета отмечено, что в работе контролирующих органов по упорядочению контрольной деятельности имели место отдельные нарушения и недостатки.

При исполнении координационных планов в 2007 г. контролирующими органами допущены нарушения установленных Советом требований в части проведения проверок в запланированные сроки, обеспечения ответственными исполнителями координации действий соисполнителей. Нарушались нормы законодательства о том, что субъектами проверки могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Независимо от проведения плановой проверки самого юридического лица территориальные контролирующие органы проводили плановые проверки и обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств и т. д.) этих лиц. Как отметили участники заседания, этот вопрос требует корректировки законодательства. Ведь многопрофильные предприятия зачастую имеют целую сеть филиалов, осуществляющих самую различную деятельность. Оставить ее без присмотра тоже нельзя.

Несмотря на то что Советом поручалось местным исполнительным и распорядительным органам обеспечить выполнение законодательства при назначении и проведении проверок, упорядочение проверок подведомственных организаций и не реже одного раза в год рассматривать на своих заседаниях вопрос о состоянии контрольной деятельности в регионе, отдельными местными исполнительными и распорядительными органами данные вопросы ни разу не выносились на заседания исполкомов.

При этом местными исполнительными и распорядительными органами при проведении проверок допускались нарушения. Типичными среди них были проведение внеплановых проверок без согласования с соответствующими советами по координации контрольной деятельности, без оформления предписаний и внесения записей о проведении проверок в книги учета проверок (ревизий), передача контрольных функций коммунальным унитарным предприятиям. Выборочными проверками выявлены серьезные недостатки в организации работы местных советов по координации. Например, в Кличевском районе членами Совета в прошлом году не было установлено ни одного нарушения при внесении контролирующими органами записей в 94 книги учета проверок (ревизий) местных организаций. Однако в текущем году повторный анализ, проведенный новым составом Совета по поручению его председателя, выявил нарушения при ведении 23 книг.

Иногда действия контролеров не были должным образом согласованы. Например, финансовым отделом Жодинского горисполкома на проведение плановой проверки городской больницы в один день выдано 2 предписания и составлено 2 акта проверки. С другой стороны, есть факты слабой работы ревизоров. В актах проверок в нарушение п. 17 Порядка иногда не указывались акты законодательства, требования которых нарушены, а также лица, виновные в нарушениях. В прошлом году службой ведомственного контроля Минпрома проведено 410 ревизий, выявивших в среднем нарушений на 9 млн. Br. Между тем проверки, проведенные по поручению органов МВД, обнаружили нарушений в среднем на 73 млн. Br. Очевидно, что качество таких ведомственных ревизий крайне низкое. Но всерьез с этим у нас пока не борются, хотя потребность и возможность имеются. Например, Н.Петкевич напомнила собравшимся, что в подобных случаях виновных лиц следовало бы привлекать к ответственности за халатность.

По результатам обсуждения Совет поручил руководителям контролирующих органов усилить контроль за соблюдением законодательства при назначении внеплановых проверок, исполнением координационных планов, обеспечить согласованность действий исполнителей при проведении проверок с участием нескольких контролирующих органов. Должен быть усилен контроль за соблюдением местными исполнительными и распорядительными органами и территориальными советами по координации контрольной деятельности требований законодательства при проведении проверок.

В целях дальнейшего упорядочения контрольной деятельности принято решение создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию законодательства в этой сфере с участием представителей Администрации Президента, Совмина, Генеральной прокуратуры, Комитета госконтроля и других заинтересованных государственных органов.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях