$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МЕНЬШЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ©

16.01.2015

Постановлением Совмина от 8.01.2015 № 8 скорректированы подходы к оценке эффективности деятельности резидентов свободных экономических зон в Беларуси. Как поясняют в Минэкономики, это сделано с целью гармонизации национального законодательства с нормами Таможенного союза и международными обязательствами нашей страны, либерализации законодательства о СЭЗ и повышения привлекательности их режима для потенциальных инвесторов.

Согласно данному постановлению критериями оценки эффективности деятельности резидентов СЭЗ по-прежнему являются привлечение инвестиций в сроки и размерах, предусмотренных в бизнес-планах инвестпроектов, осуществление производственной деятельности и создание рабочих мест в соответствии со сроками и в количестве, определенных в бизнес-планах инвестиционных проектов.

До 1.01.2017 г. для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 15.01.2015 г., дополнительным критерием оценки эффективности деятельности резидентов СЭЗ является реализация не менее 50% от общего объема реализуемых товаров (работ, услуг):

– за пределы Республики Беларусь;

– другим резидентам СЭЗ;

– относящихся к импортозамещающим в соответствии с перечнем, определенным правительством по согласованию с Президентом, — иным лицам на внутреннем рынке.

Таким образом, постановлением № 8 этот критерий снижается с 70% до 50% для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 15.01.2015 г. Он упраздняется для данной категории резидентов с 1.01.2017 г., а также отменяется для резидентов СЭЗ, зарегистрированных после 15.01.2015 г.

Напомним, данный критерий был создан в целях ориентации резидентов СЭЗ на работу на экспорт при отсутствии общих норм стран — участниц ТС в рамках ТС/ЕЭП. Иными словами, Беларусь имела собственное таможенное законодательство, и решение о таможенных льготах также принималось на национальном уровне. На сегодняшний день все таможенные вопросы деятельности СЭЗ регулируются нормативной базой ТС/ЕЭП. В соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны с 1.01.2017 г. товары, произведенные резидентами СЭЗ, будут поставляться на внутренний рынок ТС/ЕЭП с уплатой таможенных пошлин. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные с 1.01.2012 г., уже не имеют этой таможенной льготы.

Таким образом, данное обстоятельство требует от резидентов СЭЗ диверсификации экспортных поставок с их переориентацией на рынки третьих стран, не являющихся членами ТС/ЕЭП, что позволит резидентам беспошлинно поставлять произведенные ими товары за рубеж, тем самым способствуя увеличению поступления валютной выручки в страну.

Кроме того, Указом от 17.07.2014 № 353 «О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262» исключена норма о ежегодном пополнении перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики, новыми товарными позициями, т.е. исключена одна из составляющих выполнения критерия. Учитывая данные обстоятельства, а также международные обязательства республики, постановлением № 8 проведена корректировка критерия.

Кроме того, действующим законодательством больше не предусмотрены порядок и сроки формирования размера уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В связи с этим постановлением № 8 из перечня критериев оценки эффективности деятельности резидентов СЭЗ исключен критерий о формировании размера уставного фонда в сроки и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.