$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«МЕЛКИЕ» НЕДОЧЕТЫ НА ФОНЕ КРУПНЫХ РЕФОРМ

01.04.2011

В последнее время много говорится о достижениях в реформировании отечественной налоговой системы, особенно в стимулировании инвестиционной деятельности. Однако парадоксы белорусского налогового законодательства имеют странную закономерность: разрешив одну проблему, скажем, упростив методологию расчета какого-либо налога, мы сталкиваемся с другими, причем совсем не связанными с первой.

Евгений ГЕРШТЕЙН,
заместитель директора ООО «Партнераудит»

К примеру, в целом остались позади головоломки с НДС, вызывавшие множество вопросов у плательщиков. Худо-бедно «усовершенствовали» налог на землю с кадастровой оценкой ее стоимости и спецификой применения ставок, что также создавало немало коллизий. На радость отечественным бизнес-союзам и составителям рейтингов реформировали порядок уплаты налога на прибыль. И тут же столкнулись со сложностями применения методов уплаты текущих платежей по этому налогу. Примеры можно продолжать.

В результате нередко вместо вожделенного упрощения налогового законодательства получаем его усложнение. Складывается впечатление, что как ни старайся, никак не удается приблизить белорусское налоговое законодательство к его пользователю — налогоплательщику. У него постоянно возникают вопросы, связанные с неясностями и однозначностью понимания налогового законодательства. На фоне этих мелких, но многочисленных вопросов меркнут все достижения налоговых реформ и возможный положительный тренд в рейтинге Всемирного банка.

В качестве примеров — две ситуации.

Налог на недвижимость: два в одном

Согласно нормам главы 17 НК плательщиками налога на недвижимость являются организации и физические лица. И каждый из них в этом качестве самостоятелен. Однако существует целый ряд организаций, фактически объединяющих физлиц: садовые товарищества и кооперативы, жилищные товарищества, гаражные кооперативы и аналогичные структуры автомобильных стоянок, товарищества собственников и т.д. и т.п.

Статьей 185 НК установлено, что объектами обложения налогом на недвижимость признаются:

здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;

здания и сооружения (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения в многоквартирных домах, хозяйственные постройки, доли в праве собственности на указанное имущество), в т.ч. не завершенные строительством, расположенные на территории РБ и принадлежащие плательщикам — физлицам.

Из приведенных положений следует, что член кооператива (товарищества) как физлицо при определенных условиях уже выступает самостоятельным плательщиком налога.

При этом согласно ст. 188 НК для физлиц, в т.ч. зарегистрированных в качестве ИП, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, жилищно-строительных, потребительских кооперативов, товариществ собственников, созданных для обслуживания жилых домов, в части, приходящейся на граждан — членов кооперативов, товариществ, ставка налога устанавливается в размере 0,1%.

Таким образом, в отношении одного и того же объекта имеет место потенциальное наличие двух категорий плательщиков: организаций и физлиц.

На основании ст. 189 НК годовая сумма налога на недвижимость физическим лицам исчисляется налоговым органом ежегодно на 1 января каждого налогового периода. Физлица уплачивают налог на недвижимость на основании извещений налоговых органов не позднее 15 ноября текущего года. Такое извещение с указанием подлежащей уплате суммы налога ежегодно вручается налоговым органом до 1 августа.

Организации уплачивают налог на недвижимость ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога.

То есть сроки и порядок уплаты налога двумя категориями плательщиков принципиально отличаются.

Вместе с тем главой 17 НК предусмотрено, что уплата физлицами налога на недвижимость со стоимости гаражей, расположенных в гаражных кооперативах и кооперативах, осуществляющих эксплуатацию автостоянок, садовых домиков и иных зданий и сооружений, расположенных в садоводческих товариществах, может производиться путем внесения сумм налога на недвижимость гаражным кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автостоянок, садоводческим товариществам, которые осуществляют прием сумм налога на недвижимость и их перечисление в бюджет (кстати, а где категория товариществ собственников?).

Гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автостоянок, садоводческие товарищества представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о принятых от физлиц суммах налога на недвижимость в порядке и по форме, установленных МНС.

Из приведенных норм налогового законодательства возникают следующие вопросы:

– следует ли понимать, что положение «может производиться» де-факто (но не де-юре) означает «должны производиться»? Если так, то необходимо четко об этом указать в НК;

– кто (и по какой ставке) выступает плательщиком налога по зданиям и сооружениям общего пользования? Вероятно, таковым плательщиком является организация, и ставка налога составляет 1%, но в НК это также четко не прописано;

– как поступать в случаях неуплаты (неполной уплаты) налога членами кооперативов и подобных организаций; уплаты налога по разным вариантам (самостоятельно и всеми физлицами, частично каждой из двух категорий плательщиков)?

Вопросы эти существуют достаточно давно, но ясного законодательного изложения ответов на них нет. Не проще ли, наконец, четко определить особенности признания плательщиками налога отдельных категорий лиц (о которых, в частности, идет речь), а не ограничиваться противоречивыми положениями (на выбор то ли плательщика, то ли налогового органа) и расплывчатыми (может — не может) формулировками? По нашему мнению, такой дуализм в данном случае неуместен.

Уценка первого и второго сорта

Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода, в т.ч. чрезвычайных доходах и расходах, т.е. о результатах от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации, а также о сумме дооценки (уценки) активов. Из этой нормы можно сделать вывод: в целях бухучета уценка товаров (в т.ч. до цен приобретения) включается в состав внереализационных расходов.

Однако в соответствии со ст. 129 НК в состав внереализационных расходов для целей налогообложения включаются потери от произведенной в соответствии с законодательством уценки производственных запасов и готовой продукции. Таким образом, законодатель не предусмотрел учет потерь от уценки товаров в торговле для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, что весьма странно с точки зрения экономической логики и довольно неудобно для торговых организаций.

Возникает вопрос: это сделано сознательно, исходя из давних представлений о том, что торговля лишь придаток производства, или просто недосмотр методологов? Ведь в современной экономике оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка наиболее актуально именно для сферы обращения. И нормы НК должны способствовать успешному сбыту.

Пока же «зыбкие» формулировки в налоговом законодательстве или их отсутствие не ограничиваются, к сожалению, приведенными примерами.

Возможно, превалирование глобальных проблем реформирования отечественной налоговой системы при неприличном последнем месте в рейтинге Doing Business по позиции «налогообложение» уводит внимание от неброских вопросов и якобы мелких недочетов. Но для конкретного налогоплательщика эти «мелочи» очень важны.