Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
11.09.2012 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ С ВТО©

Вступление Российской Федерации в ВТО, официально состоявшееся 22 августа т.г., стало макроэкономическим фактором, влияние которого на белорусскую экономику будет только возрастать. Возможно, на начальном этапе переходного периода многие субъекты хозяйствования могут этого и не заметить, но уже через 3–5 лет на товарных рынках ЕЭП конкурентная борьба ощутимо усилится.

Вступление Российской Федерации в ВТО, официально состоявшееся 22 августа т.г., стало макроэкономическим фактором, влияние которого на белорусскую экономику будет только возрастать. Возможно, на начальном этапе переходного периода многие субъекты хозяйствования могут этого и не заметить, но уже через 3–5 лет на товарных рынках ЕЭП конкурентная борьба ощутимо усилится.

Напомним, нормативная база ЕЭП обязывает всех его членов принять обязательства России перед ВТО по доступу на внутренний рынок товаров из третьих стран. По этой причине 23 августа вступил в силу обновленный Единый таможенный тариф (ЕТТ), в рамках которого скорректированы пошлины по более чем 2,5 тыс. товарных позиций. Следует полагать, что в соответствии с графиком изменения ставок ввозных таможенных пошлин, согласованным с ВТО, в дальнейшем оперативно будет корректироваться и ЕТТ трех стран ЕЭП. Таким образом, до 2020 г. средняя ставка импортных пошлин должна сократиться с 10% до 7,8%, в т.ч. на промышленные товары — с 9,5% до 7,3%, а на сельхозпродукцию — с 13,2% до 10,8%.

Общее ослабление тарифной защиты откроет облегченный доступ на рынок ЕЭП широкому спектру импортных товаров. Правда, динамика изменений ввозных пошлин по различным позициям будет сильно отличаться, соответственно, влияние этого процесса на отрасли также будет разным.

Оценить последствия попытались в исследовательском центре ИПМ. В своей аналитической записке экономист центра Ирина Точицкая излагает, как вступление РФ в ВТО способно повлиять на импорт товаров из третьих стран в Беларусь. Для моделирования взяты товары, которые имеют наиболее высокую долю в общем объеме нашего импорта, а также наиболее чувствительные к снижению пошлин и имеющие значительную долю в структуре промышленного производства. Любопытно, что расчеты не выявили большого количества товарных групп, где прирост импорта к окончанию переходного периода способен превысить 1%. Наиболее значительное увеличение поставок может затронуть группу «Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные» (по ТН ВЭД), в т.ч. по таким позициям, как свежие сардины, оно составит 10,93%, прочее филе рыбы — 16,7%, печень, икра и молоки рыбы — 26,7%, мороженный тунец — 51,67%. Однако поскольку эта категория товаров относится к критическому импорту и является сырьем для перерабатывающей промышленности, возросший ввоз, скорее всего, станет фактором, стимулирующим производство внутри страны. Иначе могут выглядеть перспективы роста импорта цветных телевизоров (на 1,39%), лекарственных средств (+4,54%) и тем более тракторов (+4,83%) или седельных тягачей (+5,1%).

Более значительную угрозу для белорусских предприятий, по мнению И.Точицкой, представляет вытеснение их продукции с рынка Российской Федерации. Мировые производители промышленных, сельскохозяйственных товаров, а также услуг рассматривают членство России в ВТО как возможность нарастить экспорт на ее рынок. Например, по некоторым оценкам, только прирост поставок из ЕС ежегодно будет составлять 3,9 млрд. EUR.

Результаты симуляционных расчетов показывают, что крупной товарной группой, которая может пострадать уже в ближайшее время, являются моторные транспортные средства. В краткосрочном периоде прирост их импорта в РФ из-за пределов ЕЭП способен составить 7,8%.

По окончании переходного периода список товарных групп, где импорт способен потеснить белорусскую продукцию, возрастет. Особо острую конкуренцию на российском рынке создадут лекарственные средства из Германии, Франции, Италии, Венгрии и Индии, холодильники из Германии и Италии, тракторы из Нидерландов, Германии и Швеции. Вероятный прирост импорта тракторов из третьих стран оценивается в 3%, седельных тягачей — 3,3%, лекарственных средств — 4,17%, изделий для транспортировки и упаковки товаров — 4,85%, холодильников и морозильников — в 5,13%.

Как полагают эксперты исследовательского центра ИПМ, по остальным укрупненным группам товаров позиции белорусских экспортеров на российском рынке либо не пострадают вообще, либо импорт потеснит их незначительно.

Такую точку зрения в целом разделяет и старший аналитик группы компаний FOREX CLUB Валерий Полховский. Его выводы основываются на анализе групп товаров, доля которых в общем объеме белорусского экспорта в РФ составляет 91%.

Впрочем, то, что кроется в мелочах, способно сильно изменить картину для отдельных участников рынка. К примеру, в номенклатуре ЕТТ появилась новая позиция 0201 10 000 3 (высококачественная говядина), импорт которой на рынок ЕЭП будет осуществляться без квотирования со взиманием пошлины в размере 15% от таможенной стоимости. С 2020 г. должна быть отменена квота на поставку свинины, а тариф на нее установлен на уровне 25%. Уже в новой редакции ЕТТ пошлины на ввоз живых свиней упали с 40% до 5%, что открывает дорогу для поставок из Польши, Германии и других европейских стран, специализирующихся на свиноводстве.

Существенной уступкой со стороны России в переговорном процессе с ВТО стали обязательства по двукратному снижению сельскохозяйственных субсидий с 9 млрд. USD в 2012 г. до 4,4 млрд. USD в 2018-м. Сокращение господдержки российских аграриев может способствовать экспорту в РФ белорусской сельхозпродукции, производство которой продолжает сильно субсидироваться. Однако по опыту последних лет можно сделать вывод, что Россия в таком случае, скорее всего, применят к нам меры нетарифных ограничений вроде обязательств по минимальным ценам отгрузки товаров или по временной приостановке поставок отдельных видов продукции. Вероятно также давление на руководство Беларуси с целью унификации правил выделения сельскохозяйственных субсидий в ЕЭП, что повлечет их принудительное сокращение в республике.

Есть и приятные для производителей новости. Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 55 для Беларуси и Казахстана до их встепления в ВТО установлены повышенные пошлины на широкий перечень наземного транспорта, в т.ч. транкторы, грузовые и легковые автомобили, автобусы. Так что, как оказалось, единый и неделимый таможенный тариф вполне можно поделить между странами ЕЭП. Прецедент весьма примечательный, и вполне возможно, что в будущем практика установления специальных пошлин на национальном уровне будет продолжена, а решения комиссии ЕЭК придут на замену привычным в недавнем прошлом указам Президента, регулярно корректировавшим тарифную защиту для различных групп товаров.

Не менее эффективной может быть замена таможенных изъятий на соразмерные, но под другим названием. Те, кто со вступлением России в ВТО рассчитывал подешевле купить подержанную импортную технику, оказались сильно разочарованы появлением с 1 сентября утилизационного сбора (постановление правительства РФ от 30.08.2012 № 870). По многим видам транспортных средств сбор не только компенсировал сокращение таможенных платежей, но даже превысил их.

Похоже, в своих прогнозах последствий вступления России в ВТО аналитики не учли креативности чиновников и желания государства продолжить защищать секторы экономики, куда в последние годы были вложены многомиллиардные субсидии. Да, есть вероятность, что третьи страны, столкнувшись с новыми барьерами для своих товаров на рынках ЕЭП, попробуют добиться их отмены через арбитражный механизм ВТО. Но, как показывает практика, подобное решение споров редко бывает быстрым, тем более что нормы ВТО оставляют за национальными правительствами широкий инструментарий нетарифного регулирования.

Так что многие стратегические отрасли ЕЭП, скорее всего, продолжат работать в привычном режиме повышенного государственного протекционизма. Рост конкуренции со стороны импорта серьезно грозит лишь второстепенным по своему вкладу в ВВП отраслям, например, производству медикаментов, мебели, одежды, электронно-бытовой техники и некоторым другим. При этом возможные потери России на этих направлениях, как ожидается, будут восполнены преимуществами членства в ВТО вроде возможности сократить антидемпинговые и компенсационные меры, которые до сих пор применялись различными странами в отношении российской продукции. В выигрыше окажутся прежде всего черная и цветная металлургия, а также химическая промышленность. Ожидается, что статус члена ВТО также поспособствует более активному притоку иностранных инвестиций, распространению новых технологий и инноваций, диверсификации экспорта, что в свою очередь повысит общую конкурентоспособность российской экономики и ускорит ее рост. По некоторым оценкам, дополнительный ежегодный прирост ВВП России в течение следующих 5 лет может составить 0,5 процентных пункта.

Увы, Беларуси, не являющейся членом ВТО, подобные выгоды пока не светят. Отсутствие четких планов по вступлению в эту организацию заставляет многих представителей бизнеса уповать на умение чиновников продолжить протекционистскую политику. Надолго ли хватит такой тактики в стремительно меняющемся мире? И можно ли построить конкурентоспособную экономику, как и социализм в отдельно взятой стране, в отрыве от глобальных процессов?

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений