$

2.1336 руб.

2.4185 руб.

Р (100)

3.1868 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Медленно, но верно©

11.11.2011

Очередное повышение цен на бензин и дизтопливо, ожидавшееся после повторной девальвации рубля, состоялось. Приказом концерна «Белнефтехим» с 10 ноября 2011 г. утверждены новые отпускные и розничные цены на нефтепродукты. Розничные цены на бензины, реализуемые через АЗС, теперь составляют за 1 литр: бензин Нормаль-80 — 4900 Br (старая цена — 4740 Br, увеличение на 3,4%), бензин АИ-92 — 5150 Br (4970 Br, увеличение на 3,6%), бензин АИ-95 — 5550 Br (5360 Br, увеличение на 3,5%), дизельное топливо — 5750 Br (5360 Br, увеличение на 7,3%).

Впервые в Беларуси цена на дизтопливо превысила стоимость самого дорогого высокооктанового бензина. А ведь еще совсем недавно приобретение дизельного, а не бензинового автомобиля того же класса считалось выгодным именно по причине более дешевой «солярки». Правда, пока, судя по данным рейтинга, составляемого Центром экономических исследований «РИА-Аналитика», дизтопливо дороже бензина еще в Великобритании и США, а в большинстве стран Европы цены на них почти одинаковы. Ощутимо дороже по сравнению с дизтопливом бензин только в Нидерландах (на 0,4 USD/л), Греции, Финляндии, Казахстане и Дании (по 0,3 USD).

Динамика изменения цены на самый ходовой в нашей стране бензин АИ-92 (в Br и USD) приведена на рисунке.

С начала года это уже десятое подорожание моторного топлива (предыдущее состоялось 16 октября). Было, правда, и одно существенное понижение — после неудачной попытки «Белнефтехима» повысить цены сразу на 30% с 7 июня. Но тогда Президент устроил публичный разнос нефтяному монополисту, объяснив, что повышать цены можно, но только очень осторожно. Чем концерн и занимается, не переставая жаловаться на убыточность продаж моторного топлива на внутреннем рынке. Если посмотреть на динамику изменения цены на бензин АИ-92 в долларах США (по курсу Нацбанка), то нефтяников вполне можно понять: если еще в мае т.г. она стабильно превышала 1 USD за л, то в период с июня по середину октября уже колебалась в пределах 80–90 центов, а с момента объединения сессий упала ниже 60 центов.

После введения единой сессии на БВФБ вице-премьер Сергей Румас обещал: «До конца года еще раз придется повышать цены на бензин, если мы хотим ездить, а не ходить пешком». Однако вряд ли дело ограничится одним разом: судя по всему, дальнейшего повышения не избежать, причем как минимум до 80–85 центов за л, т.е. до 7000–7500 Br до конца года. К тому же, судя по упомянутому рейтингу, цены на автотопливо в Беларуси — одни из самых низких в Европе. Уступаем мы только России и Казахстану. Но учитывая, что зарплата в этих странах в 3 и 2 раза выше, чем у нас, радоваться тут нечему. К тому же еще по итогам сентября Беларусь лидировала в Европе по темпам роста цен на бензин — 60,5% с начала года, а на дизтопливо — 97,7%, далеко опережая Казахстан (+32,6%), Украину (+27,2%) и Россию (11,3%). А вот в соседней Польше цены, наоборот, снизились на 1,6%. Кстати, эксперты «РИА-Аналитика» отмечают, что основной причиной роста цен на бензин являются налогообложение и практика регулирования. Наличие собственной нефти играет гораздо меньшую роль: к примеру, нефтедобывающие Норвегия и Нидерланды — в тройке стран с самым дорогим бензином, а столь же богатые нефтью Россия и Казахстан — в тройке самых дешевых.

Кстати, нынешнее повышение цен мало поможет нашим НПЗ: в долларовом эквиваленте с учетом колебаний курса рост цены на бензин АИ-92 составил всего 2 цента за 1 л. Этого вряд ли хватит для покрытия убытков нефтепереработки на внутреннем рынке. Но если раньше они стабильно покрывались за счет сверхдоходов от экспорта, то теперь этот источник изрядно обмелел. «Поблагодарить» тут можно Таможенный союз, в котором действуют навязанные россиянами запретительно высокие экспортные пошлины на бензин. Россия защищает таким образом своих потребителей в условиях нехватки автотоплива и дефицита нефтеперерабатывающих мощностей. Такие же проблемы имеются и в Казахстане. Крайними оказались белорусы, еще недавно неплохо зарабатывавшие на переработке дешевой российской нефти. Если к этому добавить убытки от экспериментов с поставками «черного золота» из дальних краев по мировым ценам и новые акцизы на дизтопливо, то наших автолюбителей ждет на АЗС еще не один неприятный сюрприз. Ведь «Белнефтехим» придерживается мнения, что ни к чему заранее оповещать население об изменении цен.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях