$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Медицину вылечит либерализация

12.03.2010

Сфера платных медицинских услуг нуждается в реформировании. Пока нынешним положением дел не удовлетворены ни граждане, поскольку их не всегда устраивает качество медицинской помощи, ни игроки рынка в силу его зарегулированности.

Владимир КОЯВА, председатель совета учредителей СП «Экомедсервис», почетный предприниматель РБ

Существует ряд отраслей, где широкое присутствие частного капитала способно не только насытить рынок качественными услугами и товарами, но и сэкономить значительные суммы бюджетных средств. Здравоохранение — в числе таких отраслей.

До сих пор в Беларуси порядка 95% медицинских услуг оказывают государственные организации, финансируемые из бюджета. Однако не секрет, что, несмотря на существенные расходы казны, качественный уровень медицины зачастую оставляет желать лучшего.

Есть, как минимум, два пути улучшить ситуацию. Первый — экстенсивный, предусматривающий наращивание расходов бюджета на здравоохранение, что весьма сомнительно в нынешней экономической ситуации.

Второй путь лежит через расширение внебюджетного платного здравоохранения, и, как доказывает мировой опыт, он отнюдь не ведет к автоматическому ухудшению социальных стандартов и росту стоимости услуг.

По нашим оценкам, сегодня в Беларуси пользоваться платными медицинскими услугами негосударственных учреждений готовы до 20% граждан. Подобная диверсификация рынка позволила бы государству перераспределить имеющиеся средства в пользу меньшего количества пациентов-«бюджетников», увеличив удельные расходы на каждого из них. В свое время ряд стан, к примеру, Англия и Канада, вполне успешно использовали такую тактику.

Поэтому одной из приоритетных задач реформирования должно стать создание в нашей стране цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного). Для этого совместными усилиями Мингорисполкома и действующего при нем Совета по развитию предпринимательства был разработан проект указа «О некоторых мерах по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения». Одна из его принципиально важных норм — переход на свободное ценообразование в сфере медицинских услуг.

Постановлением Минэкономики от 19.08.2009 № 141 решено отпустить «на свободу» торговые надбавки на большинство товаров. Аналогичное решение принято в отношении социально значимых услуг прачечных и парикмахерских (постановление Совмина от 8.06.2009 № 752). Государство рассчитывает, что свободное ценообразование позволит привлечь предпринимателей в данный бизнес, создаст конкурентную среду, повысит качество оказываемых услуг и, как следствие, удержит цены от роста. Так почему же игнорируются вносимые не первый год предложения бизнес-сообщества разрешить свободное ценообразование в медицине?

Пока разработка калькуляций на услуги и их утверждение в Минздраве — одна из самых затратных административных процедур. Министерством утверждены прейскуранты предельных цен почти на 5 тысяч медицинских услуг, и для пересмотра каждой необходимо готовить целый пакет документов. Столь широкого перечня нет ни в одном министерстве. Это существенно усложняет работу частных клиник.

Чиновники уже не первый год под предлогом социальной значимости отказываются проводить какие-либо реформы, стимулирующие развитие рынка платных медицинских услуг. Причем идею перехода на свободное ценообразование они воспринимают особенно болезненно, мол, это повлечет резкий рост цен и обострит социальную напряженность.

На наш взгляд, ценовая либерализация не приведет к негативным последствиям. В этой сфере конкуренция уже высока: существует огромный сектор бюджетного здравоохранения, есть государственные платные поликлиники, ведомственные учреждения. В таких условиях ни одно частное предприятие не возьмет на себя смелость необоснованно завышать цены, т.к. высок риск остаться без пациентов. Вместе с тем переход на свободное ценообразование (и в первую очередь отказ от составления калькуляций) позволит предприятиям гибко реагировать на спрос, существенно сократить непроизводственные затраты и повысить эффективность работы, что, к слову, может привести к снижению цены.

Стимулировать развитие платных медицинских услуг также следует посредством фискальной политики — не приравнивать к доходам физлиц и не облагать налогом суммы, которые были израсходованы организациями на профилактику и лечение своих работников. Существенным стимулом должны стать налоговые вычеты, позволяющие гражданам возвращать уплаченный подоходный налог соразмерно расходам на платную медицину. С 2010 г. налоговый вычет уже применяется при приобретении полиса добровольного страхования медицинских расходов.

Выгода государства в развитии частных клиник очевидна. По нашим подсчетам, либерализация этого сектора экономики позволит в короткие сроки нарастить объем оказания платных медицинских услуг до 1,4 трлн. Br (в 2008-м показатель составил лишь 0,343 трлн. Br). Налоговые поступления от внебюджетных учреждений увеличатся примерно в 4 раза, до 390 млрд. Br, а вот отток пациентов из государственных медучреждений сэкономит примерно 1,2 трлн. Br бюджетных средств, расходуемых на здравоохранение. С учетом разрушения «серой» составляющей бюджетной медицины экономический эффект будет еще выше.

Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения в целом улучшит бизнес-климат в стране, поможет вырасти в рейтинге Всемирного банка Doing Business, привлечь инвесторов в этот сектор экономики.

К сожалению, эти доводы пока не услышаны чиновниками, а проект указа, предусматривающий проведение вышеизложенных реформ, не получил одобрения.

В то же время на примере «Экомедсервиса», который сейчас в год принимает 150 тыс. пациентов, могу обещать, что после принятия указа мы сможем даже на нынешних площадях увеличить прием пациентов минимум вдвое. Уверен, у других частных центров такие же резервы. Оживление рынка платных медицинских слуг положительно скажется на рентабельности наших предприятий, позволит обновить оборудование и технологии, повысить заработную плату медработникам и, как следствие, улучшить качество медицинских услуг.