$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Мечты, мечты

09.11.2007

Минфин подготовил проект программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2007-2011 гг., сообщает Интерфакс. В документе предусматривается поэтапное принятие мер по стимулированию развития фондового рынка.

Так, на первом этапе (2007-2008 гг.) предлагается сменить налог на доходы от операций с акциями на общий порядок налогообложения и освободить инвесторов (юридических и физических лиц) от уплаты налога на доходы от операций с корпоративными облигациями. В результате ставка налогообложения доходов юрлиц от операций с акциями будет снижена до 24%, по облигациям — до 0%, сказано в проекте. Предлагается также относить затраты эмитента по выплате процентов владельцам облигаций на себестоимость, как это делается при выплате процентов по кредиту.

На втором этапе (2009-2010 гг.) планируется снизить ставку налога на доходы, полученные юридическими и физическими лицами от операций и с акциями АО. Параллельно авторы проекта собираются освободить от налогообложения эмиссионный доход АО. Заметим, что разница между номинальной и продажной стоимостью акций при их первичном размещении в бухучете относится на счет 82 «Резервный фонд» (в банках на сч. 7310 «Эмиссионный доход») и внереализационным доходом не считается. А в 3аконе «О налогах на доходы и прибыль» эмиссионный доход вообще не упомянут. Но, исходя из общего определения доходов от внереализационных операций в ст.2 данного Закона, сотрудники МНС пришли к выводу, что эти суммы также являются объектом налогообложения. Теперь этот пробел законодательства планируется исправить.

Примером должно стать динамичное (с нуля почти до 200 млрд. Br) развитие рынка ипотечных облигаций банков, что стало возможных в связи с освобождением инвесторов от уплаты налогов на доходы.

Наряду с этим, авторы проекта подчеркивают необходимость унификации налоговых условий выпуска облигаций банками и предприятиями реального сектора. Сегодня доходы по корпоративным ценным бумагам облагаются налогом по ставке 40%. Не облагаются налогами доходы по облигациям ограниченного числа банков и гособлигациям.

Снижение налоговой нагрузки позволит, по мнению авторов проекта, значительно активизировать процесс привлечения инвестиций с использованием корпоративных ценных бумаг. А заодно пополнить бюджет за счет увеличения объемов совершаемых операций и сокращения госдотаций. Например, в I квартале 2007 г. бюджетная поддержка юрлицам составила 104 млрд. Br. На середину 2007 г. господдержкой пользуются более 130 АО. Эти же или большие суммы можно было бы собрать и за счет выпуска облигаций. Если бы их доходность и надежность заинтересовали инвесторов. А ведь в стране 4545 АО, и каждое из них — потенциальный эмитент, способный привлекать деньги не только из госказны, надеются авторы проекта.

Еще одним «пряником» для инвесторов должно стать сужения сферы применения «золотой акции» только до ряда стратегических отраслей. Внесение таких изменений в Указ Президента от 1.03.2004 № 125 также предлагается в проекте программы. В преамбуле проекта действующая система использования «золотой акции» признается одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие рынка корпоративных ценных бумаг в стране и соответственно возможности по привлечению денежных ресурсов предприятиями реального сектора.

Поэтому планируется отменить право государства вводить «золотую акцию» в хозобществах, в которых государство владело акциями, но впоследствии продало его инвесторам. Предлагается также поэтапно снять ограничения на отчуждение акций, отменить преимущественное право государства на приобретение акций и отказаться от необходимости согласования допэмиссий с отраслевыми госорганами. На первом этапе эти меры могут быть предприняты в отношении ограниченного перечня АО, затем — в отношении отраслей, а к 2011 г. предлагается снять такие барьеры в отношении всех белорусских АО.

Необходимость таких шагов авторы проекта объясняют утратой доверия инвесторов к рынку корпоративных ценных бумаг из-за невозможности реализовать свои инвестиционные решения (в частности, продать акции, полученные в ходе льготной приватизации) и полноценно управлять хозобществом. Ведь на 1 апреля 70,2% АО могут дополнительно выпускать акции только с согласия органов приватизации. В настоящее время допэмиссия акций осуществляется в основном для реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, а акции таких выпусков передаются государству. Такие операции в 2003-2006 гг. на основании 7 указов Президента предусматриваются в отношении 88 АО, из которых акционерам 82 АО следует безвозмездно передать акции государству.

Специалисты давно указывали, что 40-процентная ставка налога, установленная Декретом Президента от 23.12.1999 № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности», является одним из главных препятствий на пути развития фондового рынка. Отечественным законодателям понадобилось без малого 8 лет, чтобы прийти к такому же выводу. Оказывается, нужно еще 2 года, чтобы исправить ситуацию, хотя такое препятствие к созданию в стране ликвидного фондового рынка можно устранить одним росчерком должностного пера. А вот отсутствие рыночных цен на ценные бумаги и невозможность расчета капитализации рынка — не единственные препятствия на пути международным финансовым ресурсам. Ведь увеличение в последние годы доли государства в ряде АО, осуществляемое методами, которым позавидовали бы зарубежные рейдеры (любой масти), привело не только к ограничению количества акций в свободном обращении. Куда серьезнее утрата доверия к желанию и способности государства признавать и охранять частный капитал. Какие гарантии даст сегодня государство зарубежным и отечественным инвесторам в том, что не отберет у них под каким-либо предлогом их собственность, не говоря уже о праве распоряжаться ею и получать доход (если таковой имеется)?

Любопытно, сколько еще времени понадобится, чтобы наверстать упущенное и догнать соседей, давно решивших эти вопросы и активно использующих различные финансовые инструменты на внутренних и внешних рынках капитала? Ведь чтобы конкурировать с российскими, украинскими, казахскими компаниями, имеющими уже опыт, листинг и кредитную историю, придется приложить куда больше усилий, чем 8 лет назад.

Леонид ФРИДКИН