Мечта о равнодоходности: — как сложится общий рынок газа
Государственные органы и крупнейшие нефтегазовые компании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выступают за установление равнодоходных цен на газ в странах – участницах союза в рамках формирования общего рынка газа.
Программу формирования общего евразийского рынка газа обсудили на заседании Рабочей группы при Консультативном комитете по нефти и газу, в который входят представители уполномоченных органов, а также нефтегазовых компаний стран ЕАЭС (ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «НК «Роснефть» и др.).
Члены рабочей группы согласились, что в рамках формирования общего рынка газа необходимо признать целесообразным переход к равнодоходным ценам на газ на территориях стран – участниц ЕАЭС. Кроме того, требуется заключить международный договор об определении полномочий союзных и национальных органов и создать межгосударственную биржу, на которой можно будет торговать в рамках общего рынка газа ЕАЭС.
Критерием поддержания рыночной цены в странах ЕАЭС предлагается считать предоставление сторонами национальных нормативных правовых актов, предусматривающих как государственное регулирование с обеспечением минимальной нормы рентабельности, так и его прекращение при реализации газа на внутреннем рынке.
Напомним, ранее Евразийская экономическая комиссия подготовила проект программы формирования общего рынка газа в странах Евразийского экономического союза. В основе проекта идея развития организованной биржевой торговли газом и обеспечения равного доступа к торгам для всех участников рынка. Это позволит создать конкурентные условия и обеспечить прозрачность ценообразования на газ.
Общий рынок газа будут создавать в три этапа. Первый предполагается завершить до 31 декабря 2019 г. К этому времени гармонизируют законодательство стран ЕАЭС, унифицируют нормы и стандарты на газ, создадут систему информационного обмена, разработают и согласуют единые правила доступа к газотранспортным системам. На втором этапе (до 31 декабря 2020 г.) предполагается обеспечить работу одной или нескольких товарных бирж для торговли газом. Будет обеспечен равный доступ участников рынка к биржевым торгам и газотранспортным системам. На третьем этапе – не позднее 1 января 2025 г. – должны быть обеспечены свободные поставки газа в требуемых объемах и направлениях. На этом этапе вступит в силу международный договор о формировании общего рынка газа.
Создание общего рынка открывает возможность торговли газом между неограниченным количеством потребителей и поставщиков – резидентов стран ЕАЭС. Но тогда «Газпрому» и его «дочкам», в т.ч. белорусской, придется расстаться со своим монопольным статусом, на равных конкурировать с независимыми производителями за рынки как в самой России, так и в Беларуси, Армении, Кыргызстане. В свою очередь, потребители этих стран должны получить возможность покупать газ у других компаний, в т.ч. в Казахстане.
Впрочем, особо обольщаться здесь не приходится: скорее всего, большая часть казахского газа будет экспортироваться в Китай, а для стран ЕАЭС мало что останется. Тем не менее прорывным моментом общего рынка станет недискриминационный доступ к свободным мощностям газотранспортной системы (ГТС). Единые правила доступа к ГТС планируется разработать к 2020 г. и, вероятно, здесь будет немало споров.
Переход к рыночным механизмам ценообразования предполагает биржевую торговлю газом. При этом в концепции предусматривается развивать торговлю как физическими объемами газа, так и производными финансовыми инструментами (предположительно – фьючерсами). Отметим, что концепция допускает возможность организации торгов газом на неограниченном числе бирж в каждой из стран-участниц, а также на общей межгосударственной бирже. В любом случае участники общего рынка газа должны получить беспрепятственный доступ к торгам газом на бирже – как межгосударственной, так и товарной в любой из союзных стран. При этом равнодоходность – цель довольно туманная. В приложении 22 к Договору о ЕАЭС она определяется как netback к экспортным ценам за пределами ЕАЭС, с учетом обычных вычетов. Но в концепции, напротив, в основном говорится о внутреннем биржевом ценообразовании, основанном на региональном балансе спроса и предложения без какой-либо привязки к внешним рынкам. А вот напрямую понятие «равнодоходность» там не формулируется. Между тем снижение цен на российский газ – одна из основных причин участия Беларуси в евразийском интеграционном проекте. Но ждать 5–7 лет решения этого вопроса наша экономика не может. В свою очередь, для России снижение цен на поставляемый в пределах ЕАЭС газ влечет явные потери в экспортной выручке. А перспективы их компенсации за счет роста объемов поставок и реализации инвестпроектов в союзных странах тоже довольно туманны.
В таком раскладе довольно спорно выглядят перспективы регулируемых цен на газ. Из документов ЕАЭС неясно, будут ли они сохранены или союзники готовы перейти к ценообразованию на основании биржевых котировок? Во втором случае, скорее всего, неизбежны дополнительные условия и переходный период, что особенно актуально для Беларуси. Ведь дерегулирование цен должно идти согласованно, иначе либерализация в одних странах-участницах может повлечь шоковые изменения цен в других. Для населения регулирование цен, очевидно, сохранится. Если же оно останется и для коммерческих потребителей, то биржевое ценообразование утрачивает смысл: все котировки просто будут подгоняться под установленные тарифы.