Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеграция
17.02.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мечта о равнодоходности: — как сложится общий рынок газа

Государственные органы и крупнейшие нефтегазовые компании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выступают за установление равнодоходных цен на газ в странах – участницах союза в рамках формирования общего рынка газа.

Программу формирования об­щего евразийского рынка газа обсудили на заседании Рабочей груп­пы при Консультативном комитете по нефти и газу, в который входят пред­ставители уполномоченных органов, а также нефтегазовых компаний стран ЕАЭС (ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «НК «Рос­нефть» и др.).

Члены рабочей группы со­гласились, что в рамках фор­мирования общего рынка газа необходимо признать целесообразным переход к равнодоходным ценам на газ на территориях стран – участниц ЕАЭС. Кроме того, требуется заключить меж­дународный договор об определении полномочий союзных и национальных органов и создать межгосударственную биржу, на которой можно будет торговать в рамках общего рынка газа ЕАЭС.

Критерием поддержания рыночной цены в странах ЕАЭС предлагается считать предоставление сторонами национальных нормативных правовых актов, предусматривающих как государственное регулирование с обеспечением минимальной нормы рентабельности, так и его прекращение при реализации газа на внутреннем рынке.

Напомним, ранее Евразийская экономическая комиссия подготовила проект программы фор­мирования общего рынка газа в странах Евразийского экономического союза. В основе проекта идея развития организованной бир­жевой торговли газом и обеспечения равного доступа к торгам для всех участников рынка. Это позволит создать конкурентные условия и обе­спечить прозрачность ценообразования на газ.

Общий рынок газа будут со­здавать в три этапа. Первый предполагается завершить до 31 декабря 2019 г. К этому времени гармонизируют законодательство стран ЕАЭС, унифицируют нормы и стандарты на газ, создадут систему информационного обмена, разработают и согласуют единые правила до­ступа к газотранспортным системам. На втором этапе (до 31 декабря 2020 г.) предполагается обеспечить работу одной или нескольких товарных бирж для торговли газом. Будет обеспечен рав­ный доступ участников рынка к биржевым торгам и газотранспортным системам. На третьем этапе – не позднее 1 ян­варя 2025 г. – должны быть обеспечены свободные поставки газа в требуемых объемах и на­правлениях. На этом этапе вступит в силу международный договор о формировании общего рынка газа.

Создание общего рынка от­крывает возможность тор­говли газом между неограниченным количеством потребителей и по­ставщиков – резидентов стран ЕАЭС. Но тогда «Газпрому» и его «дочкам», в т.ч. белорусской, придется расстаться со своим монопольным статусом, на равных кон­курировать с независимыми производителями за рынки как в самой России, так и в Беларуси, Армении, Кыргызстане. В свою очередь, потребители этих стран должны получить возможность покупать газ у других компаний, в т.ч. в Казахстане.

Впрочем, особо обольщаться здесь не приходится: скорее всего, большая часть казахского газа будет экспортироваться в Китай, а для стран ЕАЭС мало что останется. Тем не менее прорывным моментом общего рынка станет недискриминационный доступ к свободным мощностям газотранспортной системы (ГТС). Единые правила доступа к ГТС планируется разработать к 2020 г. и, вероятно, здесь будет немало споров.

Переход к рыночным механизмам ценообразования пред­полагает биржевую тор­говлю газом. При этом в концепции предусматривается развивать тор­говлю как физическими объемами газа, так и производными финансовыми инструментами (пред­положительно – фьючерсами). Отметим, что концепция допускает воз­можность организации торгов газом на неограниченном числе бирж в каждой из стран-­участниц, а также на об­щей межгосударственной бир­же. В любом случае уча­стники общего рынка газа дол­жны получить беспрепятственный дос­туп к торгам газом на бирже – как межгосударственной, так и товарной в любой из союзных стран. При этом равнодоходность – цель довольно туманная. В приложении 22 к Договору о ЕАЭС она определяется как netback к экспортным ценам за пределами ЕАЭС, с учетом обы­чных вычетов. Но в концепции, напротив, в основном говорится о внутреннем биржевом ценообразовании, основанном на региональном балансе спроса и пред­ложения без какой-либо привязки к внешним рынкам. А вот напрямую понятие «равнодоходность» там не формулируется. Между тем снижение цен на российский газ – одна из основных причин участия Беларуси в евразийском интеграционном про­екте. Но ждать 5–7 лет решения этого вопроса наша экономика не может. В свою очередь, для России снижение цен на поставляемый в пределах ЕАЭС газ влечет явные потери в экспортной выручке. А перспективы их ком­пенсации за счет роста объемов поставок и реализации инвестпроектов в союзных странах тоже довольно туманны.

В таком раскладе довольно спорно выглядят перспективы регулируемых цен на газ. Из документов ЕАЭС неясно, будут ли они сохранены или союзники готовы перейти к ценообразованию на основании биржевых котировок? Во втором случае, скорее всего, неизбежны дополнительные условия и переходный период, что особенно актуально для Беларуси. Ведь дерегулирование цен должно идти согласованно, иначе либерализация в одних странах-участницах может повлечь шоковые изменения цен в других. Для населения регулирование цен, очевидно, со­хранится. Если же оно останется и для коммерческих потребителей, то биржевое ценообразование утрачивает смысл: все котировки просто будут подгоняться под установленные тарифы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений