$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МАЗ «в нагрузку»

03.04.2007

«Лучше, чем было до сих пор, но хуже, чем до 2003 года», — реакция субъектов хозяйствования на принятый на минувшей неделе Указ № 129, направленный на ускоренное обновление автопарка международных перевозчиков. В целом, приветствуя льготы при ввозе техники, они отмечают, что кардинально это не изменит ситуацию в отрасли.

Интересно, что с момента своего подписания (19 марта) документ успел изменить имя и теперь называется «О некоторых мерах по развитию международных перевозок» (было «О стимулировании экспортных поставок»). Кроме того, был подкорректирован и сам текст Указа, что связано с недавно подписанным Соглашением о развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России. В частности, из первоначального текста была убрана фраза, в которой говорится об улучшении «условий для осуществления экспортных поставок отечественной продукции», что не согласуется с подписанным двумя государствами документом, а также слова «резиденты РБ».

Документ предусматривает несколько способов обновления автопарка для предприятий, занимающихся международными перевозками. В частности, ввезти импортное транспортное средство без уплаты таможенных платежей субъекты хозяйствования смогут лишь в случае приобретения такого же количества автомашин отечественного производства. По истечении срока временного ввоза они смогут либо вывезти автомобиль обратно лизингодателю, либо перевести его в режим свободного обращения, заплатив пошлину и НДС. Впрочем, временный ввоз распространяется только на ограниченные виды техники (они прописаны в приложениях к Указу). Например, в случае приобретения МАЗов перевозчики смогу беспошлинно ввезти импортные тягачи и полуприцепы не старше 1 года. Кроме того, документ продлевает до 34 месяцев уплату таможенной пошлины и НДС в размере 3% ежемесячно при временном ввозе импортной техники. Нынешних двух лет до сих пор не хватало, чтобы выплатить по этой ставке всю сумму таможенных и налоговых платежей. При этом документ позволяет с момента опубликования засчитывать уплаченные в рассрочку деньги после перевода транспортного средства в свободное обращение, сейчас же приходилось платить фактически дважды, пояснили специалисты. Однако и в данном случае можно ввезти ограниченные виды техники не старше трех лет.

Такие меры должны улучшить ситуацию с обновлением автопарка у перевозчиков, сообщил «ЭГ» заместитель гендиректора Ассоциации международных автоперевозчиков БАМАП Иван Манкевич. С одной стороны, это должно подтолкнуть их более активно покупать отечественные грузовые автомобили, на чем настаивает Минпром (МАЗы в основном используются при поездках в ближнее зарубежье), и в то же время на льготных условиях ввозить импортную технику. По оценкам организации, это позволит вводить в подвижной состав ежегодно до 1 тыс. новых транспортных средств (в 2006 г. было около 450). Всего же необходимо обновлять не менее 1,5 тыс. единиц техники в год.

Экономический эффект от этого Указа будет небольшой, считает экономист Дмитрий Бабицкий. По самым оптимистичным оценкам, он составит не более 500 тыс. USD. Примерно столько смогут сэкономить белорусские перевозчики на таможенных и налоговых платежах. «Для документов подобного уровня это крайне мало. Постановления министерств зачастую имеют гораздо больший экономический эффект», — убежден он.

Беспошлинный ввоз новой импортной автотехники — при условии приобретения белорусских автомобилей — будет интересен лишь крупным предприятиям, считает эксперт. Малый бизнес, доля которого в международных автоперевозках страны составляет около половины, предпочитает работать исключительно с импортной техникой и такие условия вряд ли сможет выполнить. «Если в парке у предпринимателя две-три машины, то вряд ли они будут брать еще две единицы. К тому же индивидуальным предпринимателям пока разрешено иметь не более трех наемных работников, соответственно лишние машины ему ни к чему. Более выгодно ввезти один новый импортный грузовик с уплатой всех пошлин в рассрочку по 3% в месяц. Это гораздо дешевле, чем дополнительно покупать МАЗ или брать его в лизинг», — отметил Д.Бабицкий. При средней стоимости импортного седельного тягача 70 тыс. USD таможенная пошлина и НДС составят около 16 тыс. USD (или около 400 USD в месяц).

По его мнению, кардинальным решением проблемы обновления автопарка международных перевозчиков было бы возобновление режима временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и НДС на подержанные грузовые автомобили, который действовал до 2003 г. Введение заградительных импортных пошлин было акцией защиты отечественного производителя, но достигнуть поставленной цели не удалось. Продажи МАЗов на внутреннем рынке за счет международных перевозчиков, по оценкам экспертов, существенно не увеличились. В 2004 г. перевозчики приобрели 272 отечественных автомобиля, в 2005 г. — 75, в 2006 г. — 167. В то же время белорусские субъекты хозяйствования потеряли свои позиции на рынке международных автоперевозок. За последние три года автопарк сократился примерно на 40% (почти на 5,5 тыс. единиц), число перевозчиков уменьшилось на 850 субъектов, а количество рабочих мест на 6 тыс.

Дмитрий ЕРМАК