$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МАЗ: невеста на выданье

23.08.2011

Недавнее заявление гендиректора ОАО «МАЗ» Александра Боровского о возможной продаже 25% акций предприятия российской группе ГАЗ усилило интригу относительно перспектив объединения активов автопрома Беларуси и России, а также вызвало противоречивые комментарии российской стороны.

Как сообщил на пресс-конференции 17 августа А.Боровский, от группы ГАЗ на имя главы государства поступило предложение о приобретении 25% Минского автозавода. Совместно с потенциальным покупателем создана рабочая группа, результаты работы которой будут известны ближе к концу года.

Если для создания холдинга с КамАЗом требуется внести 48% акций, а группа ГАЗ хочет купить 25%, то почему бы не воспользоваться сразу двумя этими предложениями? «Если мы невеста и есть два жениха, то почему бы не жить с двумя женихами, — рассуждал А.Боровский. — Так мы можем иметь и двигатели, и коробки. Контрольного пакета все равно ни у кого нет, около 30% остается у государства».

По словам руководителя, это его личное мнение, и он его уже предложил правительству. Такое решение ему подсказали в Бобруйске. «Мы же белорусы!» — напомнил А.Боровский, намекая на мудрость нашего народа.

Таким образом, на МАЗе фактически подтвердили информацию, распространенную в начале августа российским агентством «РИА Новости», о том, что корпорация «Русские машины» ведет с нашим правительством активные переговоры о создании альянса между принадлежащей ей группе ГАЗ и МАЗом. Рассматривается, в частности, вариант передачи белорусского предприятия в управление группы ГАЗ, а также покупка миноритарного либо инвестиционного пакета. Тогда в СМИ было распространено высказывание гендиректора «Русских машин» Александра Филатова о серьезной синергии между двумя компаниями и интересе к созданию альянса.

Впрочем, заявления, последовавшие вслед за пресс-конференцией на МАЗе, оказались достаточно противоречивыми. Так, на следующий день российские «Ведомости» со ссылкой на вице-президента группы ГАЗ Елену Матвееву сообщили о том, что оттуда не поступало никаких предложений о покупке доли МАЗа. На КамАЗе официально от комментариев отказались, однако неофициально источник, близкий к предприятию, подтвердил факт ведения таких переговоров.

Такой поворот событий только подогрел интригу вокруг активов МАЗа, тем более что вопрос создания совместного холдинга с КамАЗом (РосБелАвто), казалось, уже решен. Между тем ГАЗ конкурирует по ряду направлений с КамАЗом, и союз сразу с двумя конкурентами представляется достаточно нереальным. Иные эксперты уже успели предположить, что белорусы попросту не хотят продавать предприятие россиянам, сознательно запутывая переговорный процесс. Более того, МАЗ озвучил планы в течение этой пятилетки полностью отказаться от закупки российских двигателей, перейдя на отечественные. На очереди — мосты и коробки передач. Все это снижает интерес к российским поставщикам комплектующих.

Большинство экспертов, впрочем, считают, что это не отказ, а попытка набить цену… В ходе пресс-конференции гендиректор рассказал об успехах МАЗа в последнее время: за 7 месяцев темпы роста товарной продукции составили 160,8%, экспорта — 220%, «рентабельности, боюсь называть, — более 20%». Можно похвалиться и новинками в продуктовой линейке — спустя более чем 60 лет работы МАЗ вновь возвращается к выпуску капотников. Первая современная модель МАЗ 6440 выполнена в виде седельного тягача в сцепке с полуприцепом и предназначена для перевозки на большие расстояния. В ближайших планах также серийный выпуск микроавтобусов МАЗ.

Видимо, данные достижения вкупе с заключением международных аудиторов и многосторонними переговорами должны повысить цену МАЗа в глазах потенциальных покупателей. Белорусская «невеста» основательно подготовилась к «выкупу» со стороны «женихов».

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях