Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
23.05.2008 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАЗ на прицеле

российского капитала

На этой неделе Президент Александр ЛУКАШЕНКО встретился с российским олигархом Владимиром Дерипаска. По официальному сообщению пресс-службы главы государства, речь шла о развитии кооперации между автопромами двух стран. Как отмечают эксперты, факт проведения встречи на столь высоком уровне может говорить о том, что чаша весов в поисках инвестора для МАЗа склонилась в пользу Группы ГАЗ, контролируемой В.ДЕРИПАСКА.

В информации, распространенной пресс-службой, говорится, что речь о продаже акций белорусских предприятий не шла, решались вопросы создания единых структур по управлению активами предприятий, вовлеченных в кооперативные процессы. Отметим, что в мировой практике такие процессы чаще всего осуществляются через слияние либо поглощение субъектов хозяйствования.

Напомним, сообщения о возможной продаже МАЗа россиянам появились прошлой зимой, однако поначалу они опровергались официальными источниками. Впервые факт ведения переговоров по активам МАЗа с российскими инвесторами был признан в марте руководством Минпрома. Тогда было заявлено о том, что желание участвовать в акционировании белорусского предприятия выразили ОАО «КАМАЗ» и Группа ГАЗ.

«Мы готовы строить отношения на основе рыночных, цивилизованных методов. Меня привлекают предложения, которые вы сделали еще год назад. Я готов принимать решение, если мы согласуем подходы, общее видение перспектив», — завил Президент в беседе с российским бизнесменом. При этом сдерживающим фактором, по словам А.Лукашенко, было то, что аналогичное предложение поступило и от КАМАЗа. Со своей стороны В.Дерипаска отметил, что для его структур в условиях растущей конкуренции на международных рынках стратегическим является определение партнеров на ближайшие 10-15 лет.

По имеющейся у «ЭГ» информации, белорусская сторона сейчас прорабатывает различные варианты акционирования МАЗа: в качестве отдельного предприятия или всего производственного объединения БелавтоМАЗ, в состав которого, помимо МАЗа, входят еще 6 заводов. При этом акционирование может состояться как с участием иностранного инвестора, так и без него.

О том, что государство не готово терять контроль над производством, говорит опыт проведения переговоров с КАМАЗом. По сообщению источника на предприятии, белорусские власти не хотят отдавать контрольный пакет и готовы обсуждать только продажу его блокирующего пакета после акционирования МАЗа. Похоже, что и на КАМАЗе интерес к белорусскому активу погас. Взамен крупнейший производитель грузовиков в России намеревается продать 20-25% акций стратегическому западному инвестору. В числе возможных партнеров рассматриваются Volvo, Iveco, Scania или MAN.

Диалог с корпорацией «Базовый элемент», находящейся в собственности В.Дерипаска и контролирующей Группу ГАЗ, оказался более продуктивным. Этому есть и чисто экономические предпосылки. Если с КАМАЗом у нас отношения строятся больше в формате «конкуренция», то с Группой ГАЗ — «конкуренция и партнерство». Налажены глубокие кооперационные связи. К примеру, на грузовые автомобили МАЗ устанавливаются в основном двигатели ярославского «Автодизеля», входящего в Группу ГАЗ.

В то же время корпорация, претендующая на статус ведущего автомобилестроителя России, не имеет в своем ассортименте линейки тяжелых дорожных машин. Ее автомобильный завод «Урал» предлагает рынку только внедорожную технику. Приобретение активов МАЗа может восполнить эту брешь.

«Раз прошло публичное мероприятие у Президента, то это о чем-то свидетельствует. О качественном изменении ситуации говорят и высказывания менеджеров группы ГАЗ», отметил в интервью «ЭГ» директор Агентства деловых связей Валентин Лопан, возглавлявший центр общественных связей МАЗа в 1996-2007 гг. По его оценке, «Базовый элемент» серьезная структура, обладающая большими финансовыми возможностями и ее можно рассматривать в качестве стратегического инвестора.

Отметим, активное сотрудничество корпорация наладила еще с одним белорусским предприятием — Минским моторным заводом. В этой связи слияние активов может оказаться выгодным белорусской стороне потому, что двигатели ММЗ перестанут рассматривать в качестве продукции конкурентов. В прошлом году столичный завод поставил ГАЗу четверть произведенных моторов, сообщил «ЭГ» замдиректора ММЗ Виктор Марцинкевич. В это году план — 31,6 тыс. штук в основном стандарта евро-3. В то же время, по его словам, вопрос о возможном слиянии ММЗ с российским холдингом никогда не ставился.

Пока яблоком раздора может стать новая разработка обеих предприятий — 4-цилиндровый двигатель стандарта евро-4. ММЗ уже создал на собственной базе опытный образец и в первом полугодии планирует поставить первые экземпляры машиностроительным предприятиям для испытаний, у россиян — это приобретенная на западе конструкция, производство которой еще не отлажено.

Очевидно, при принятии решения по акционированию МАЗа с участием иностранного инвестора руководству страны придется учитывать непростое сочетание партнерско-конкурентных отношений…

Александр ГЕРАСИМЕНКО
 
Бизнес-портрет. «Базовый элемент» — диверсифицированная инвестиционная корпорация, созданная в 1997 г. Ее активы сосредоточены в шести секторах: энергетическом, машиностроительном, авиационном, строительном, ресурсодобывающем, а также в сфере финансовых услуг. Посредством своей структуры — компании «Русские машины» — корпорация контролирует Группу ГАЗ, куда входит ряд крупных машиностроительных предприятий. В 2006 г. консолидированная выручка корпорации составила 18 млрд. USD, рыночная стоимость активов оценивается более чем в 23 млрд. USD.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений