$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Матрица, умноженная на вертикаль

02.12.2016

Правительство готовит конкретные меры по реализации задач социально-экономического развития страны на 2017 год. Проект соответствующего постановления рассмотрен 29 ноября на заседании президиума Совмина.

В Указе Президента от 3.10.2016 № 358 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год» определены важнейшие параметры прогноза, их количественные ориентиры и сформулированы целевые задачи на предстоящий год. Среди них – рост ВВП на 0,3%, производительности труда – на 1,8%, экспорта товаров и услуг – на 3,8%, реальных располагаемых денежных доходов населения – на 1,3%, поступление прямых ино­странных инвестиций на чистой основе – 1,4 млрд. USD. Учитывая масштаб спада 2015–2016 г., большинство этих показателей выглядит вполне достижимым. К сожалению, они, скорее всего, не обес­печат возврат экономики и благосостояния населения на уровень 2013 г., но сравнивать мы по традиции будем только с предыдущим отчетным периодом. Многие специалисты, как у нас, так и за рубежом, сомневаются в возможности достижения даже таких скромных показателей, особенно учитывая высокую степень неопределенности на внешних рынках, от которых во многом зависит ситуация в белорусской экономике. Однако Беларусь не будет пересматривать прогноз на 2017 год даже при ограниченных поставках нефти, заявил недавно журналистам министр экономики Владимир Зиновский. По его словам, в стране есть реальные возможности промышленного сектора. В правительстве полагают, что промышленность вышла из рецессии. Предприятия Минпрома обеспечивают положительные темпы роста с минимальными запасами готовой продукции на складах. Позитивные тенденции развития есть у сельского хозяйства и в сфере строительства.

Подход к выполнению показателей у правительства предполагается на уро­вне высшей математики. «Главой государства поручено выстроить полную матрицу персонифицированных поквартальных задач на 2017 год, мобилизирующих всю вертикаль власти на достижение конкретных результатов, – заявил премьер-министр Андрей Кобяков. – От правительства и облисполкомов требуется организовать работу руководителей всех уровней, нацелив их на повышение эффективности производства товаров и услуг, снижение затрат, наращивание и диверсификацию экспорта, создание новых рабочих мест, привлечение прямых иностранных инвестиций, а также решение иных приоритетов социально-экономического раз­вития страны».

По словам премьер-министра, при формировании прогноза на 2017 год половина прироста ВВП должна быть обеспечена за счет роста производительности труда на действующих пред­приятиях, существенного сокращения затрат, внедрения новых технологий и совершенствования системы управления, более активной и агрессивной работы на внешних рынках. Вторую половину прироста правительство надеется получить за счет «новой экономики».

Напомним, под этим термином обычно понимается экономическая инфраструктура, характеризующаяся пре­обладанием неосязаемых активов (услуг и технологий) и снижением роли материальных активов. То есть речь идет об экономике знаний, новых ин­формационных технологий, новых биз­нес-процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность. В Беларуси задачи приоритетности «новой экономики» власти намерены решать через развитие малого и среднего бизнеса, создание новых предприятий, новых рабочих мест, привлечение ино­странных инвестиций. На этом базируются и целевые задачи в представленном проекте постановления, сообщил А. Кобяков.

Очевидно, институты и субъекты «новой экономики» должны в течение года восполнить провалы традиционных отраслей, большинство которых в последние годы вносит вклад в основном в минусовые темпы роста ВВП. Например, по итогам 10 месяцев т.г. промышленность принесла 0,5% спада, торговля – 0,8%, строительство – 1,3%, транспорт – практически нуль. Исправить положение, по мнению международных финансовых организаций и отечественных независимых экспертов, можно только с помощью серьезных изменений в системе управления экономикой, от­ношениях собственности и в ряде других вопросов. Правда, есть и иные мнения. Скажем, почему бы не назначить на роль главного локомотива IT-сектор и китайский парк «Великий камень» или стимулировать рост за счет смягчения денежно-кредитной политики. Но для развития малого бизнеса (если речь идет о частном секторе) и притока иностранного капитала «точечных» льгот и мер недостаточно. Они нуждаются в таких условиях, как приоритет права, защита частной собственности, сокращение госрасходов, снижение налоговой на­грузки, передача неэффективной гос­собственности частникам и т.п.

Предусмотрены ли эти элементы в матрице, которую построит правительство, или ведущая роль в очередной раз отводится административным рычагам? Говоря о матрице персонифицированных поквартальных задач, премьер-министр отметил, что облисполкомам и Минскому горисполкому необходимо в сжатые сроки принять все необходимые решения по доведению ключевых показателей эффективности председателям городских и районных исполкомов и главам администраций в Минске. «Основные целевые ориентиры известны. Прошу Белстат активно включиться в эту работу, вместе с Минэкономики и облисполкомами, для формирования полной и правильно структурированной матрицы задач всей вертикали власти», – распорядился А. Кобяков.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ