$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Мастер-класс от иностранок

14.08.2009

Каков женский бизнес за рубежом? Легко ли там представительницам прекрасного пола проявить себя в деловой сфере?

— В США сегодня женщины владеют 48% частных предприятий, — рассказывает член национального совета США по женскому предпринимательству Мери КОНТАНДО, — но число дамских бизнесов растет. В большинстве своем они концентрируются в сфере услуг.

Сама г-жа Контандо работала в крупной ИТ-компании. Сейчас пишет книги. Но большинство ее подруг по-прежнему ведут бизнес, в частности, принимают туристов, что в условиях кризиса непросто: люди стали меньше путешествовать. Многие сокращают сотрудников, хотя их в женских компаниях считают почти членами семьи. Те, кто закрылся, начинают работать на дому: оказывают бухгалтерские, консультационные, графические услуги. Это дает возможность вести гармоничный образ жизни, быть примером для детей, наблюдающих за мамой, ведущей бизнес дома.

Белорускам Мери Контандо посоветовала более внимательно присмотреться к бизнесам в области технологических инноваций, подчеркнув, что этот сектор очень силен в РБ. А еще, учитывая старение общества, рекомендовала обратить внимание на уход за престарелыми людьми (и детьми). Перспективным, на ее взгляд, остается и бизнес в общепите.

Если женские предпринимательские сети США традиционно занимают устойчивые позиции в обществе и экономике, то литовское женское предпринимательство относительно молодо. Важным стимулом его развития стало вступление страны в ЕС. С 2005 г. женское предпринимательство в этой стране обрело государственные приоритеты и материальную поддержку. В Литве действуют 6 женских бизнес-инкубаторов. Предпринимательница из Каунаса Юрате ПУДИЕНЕ рассказала, что когда 15 лет назад из-за закрытия фабрик многие женщины оказались на улице, им помог женский информационный бизнес-центр. В результате у одной из клиенток сейчас самый крупный в Литве экспортный цветочный бизнес, в городе действует несколько женских деловых клубов.

Вместе с тем в стране растет безработица, особенно в малых городах. Сегодня Каунасский женский бизнес-центр посещает 2 тыс. человек. Там потерявшие работу заканчивают курсы бухгалтеров, английского языка, учатся премудростям электронной коммерции. Несмотря на кризис, в Литве растет число парикмахерских, гостиниц, предприятий общественного питания, которыми заправляют женщины. Они осваивают и чисто мужские бизнесы — строительство, производство, логистику, связь. Количество литовских женщин в бизнесе, как во Франции и Великобритании, составляет 30%, сообщила представитель женского бизнес-центра Вильнюса Бригита ПАЛВИНСКИЕНЕ. Сама она возглавляет контору судебных приставов. Кстати, центр реализует ряд совместных проектов со шведами и финнами.

Главным движущим механизмом женского предпринимательства Латвии является оптимизм. Вот и белорускам председатель Латвийской женской коалиции, национальный координатор Европейского женского лобби Инете ИЕЛИЕТЕ советует запастись им: сбалансировать работу и отдых, делегировать часть полномочий подчиненным, отказаться от мелочей. Работать с удовольствием помогут живые объекты офисов — цветы, рыбки, оптимистичные цвета стен, картины.

Как видим, женщина и бизнес — понятия очень совместимые. Опыт, которым поделились представительницы других стран, должен помочь и белорускам активнее проявлять себя в деловой сфере.

Тамара МАРКИНА