$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Мастер-хаус на дому©

07.10.2014

В Беларуси реализуется комплекс мер, направленных на минимизацию затрат и повышение качества услуг в ЖКХ, в т.ч. осуществляется модернизация жилищного фонда, корректируются системы его управления и обслуживания, сообщил на пресс-конференции начальник управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Андрей Ромашко.

Из 240 млн. м2, составляющих жилфонд страны, значительная часть «квадратов» по техническим характеристикам далека от современных требований. Для улучшения их потребительских свойств Программой развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, утв. постановлением Совмина от 8.02.2013 № 97 (далее — Программа), предписан капитальный ремонт старых домов, предусматривающий мероприятия по снижению тепловых потерь через ограждающие конструкции, модернизации инженерных систем, внедрению энергоэффективного оборудования с доведением теплопотребления до 80 кВтЧч/м2 в год для зданий многоэтажной застройки.

Документ предусматривает наращивание ежегодного ввода площадей после капремонта от общего объема эксплуатируемого жилфонда с 0,8% в 2006 г. до 2,9% в 2015 г. Для выполнения задания Программы в следующем году необходимо капитально отремонтировать 3 млн. м2 жилой площади.

Предварительный прогноз по поводу достижения этих показателей можно будет сделать по результатам текущего года. В 2014 г. планируется провести капремонт жилфонда на площади 2,774 млн. м2, проинформировал «ЭГ» представитель Минжилкомхоза. Правда, уверенности в достижении этого уровня у чиновника нет. Текущая ситуация свидетельствует, что все области Беларуси региональные программы капремонта «собираются выполнить», намеченные к проведению капремонта объекты подтверждены у них готовой проектно-сметной документацией (ПСД) и финансовыми ресурсами. В то же время Минск на запланированный показатель вряд ли выйдет из-за проблем с бюджетным финансированием и наличием свободных мощностей ремонтно-строительных организаций.

В настоящее время в среднем по стране капремонт 1 «квадрата» жилфонда обходится в 1,47 млн. Br. В эту стоимость входит обновление конструктивных элементов домов, ремонт кровли, тепловая модернизация, которая, в свою очередь, включает утепление фасада, замену теплового узла, автоматики и т.д. Экономия на данных мероприятиях вряд ли оправдана. В старых зданиях теплопотребление, как правило, составляет 160–200 кВтЧч/м2, что в 2–2,5 раза превышает нормативный параметр. Поэтому отказ от выполнения каких-либо работ, предусмотренных ПСД, не позволит достичь планируемого эффекта.

Проблемы с бюджетным финансированием капремонта возникли не только в связи с увеличением его объема, но и из-за удорожания проводимых мероприятий. До недавнего времени бремя расходов на них государство и население несли на равной основе, однако в прошлом году начал увеличиваться удельный вес бюджета вследствие более медленного роста тарифов для физических лиц. В 2014 г. эта диспропорция усилилась, и сегодня доля госсредств в капремонте выросла до 70%. В то же время 91% всей площади отечественного жилфонда находится в собственности граждан, обращают внимание в Минжилкомхозе.

Государство пошло навстречу и жильцам домов жилищно-строительных кооперативов, построенных в советское время. Одни ЖСПК, по словам А.Ромашко, собирали средства на капремонт, другие — нет. Но поскольку его было необходимо проводить, чтобы здания не пришли в упадок, местные исполкомы ставили их в общую очередь. Поэтому сегодня организации альтернативного способа управления жилфондом, например, товарищества собственников, чтобы не допустить его разрушения, обязаны делать отчисления на капремонт и аккумулировать их на депозитных счетах в банках.

В целях повышения эффективности использования направляемых на капремонт средств, качества работ и соблюдения технологий с текущего года предусмотрена обязательная государственная регистрация объектов капремонта и получение разрешений на его проведение. Это, как считают в Минжилкомхозе, обеспечит контроль органами госстройнадзора за каждым объектом капремонта, исключит желание недобросовестных подрядчиков обойти требования ПСД.

На предотвращение интенсивного износа жилфонда, восстановление исправности и устранение повреждений конструктивных элементов, инженерных систем домов направлен текущий ремонт. Постановлением Минжилкомхоза от 4.06.2014 № 12 определены и разграничены перечни видов работ, обеспечивающих такой ремонт и осуществляемых за счет средств населения и бюджета. Из документа следует, что все крупные работы, как, например, ремонт полов, фасадов, замена отопительных систем, трубопроводов, должны финансироваться из местных бюджетов, в то время как в финансировании работ по содержанию в надлежащем состоянии подъездов, мест общего пользования должны участвовать граждане.

Организациями, осуществляющими эксплуатацию жилфонда, проводятся обследования конструктивных элементов и инженерных систем в целях определения их технического состояния. При установлении дефектов, подлежащих устранению, составляется дефектный акт и смета на выполнение работ.

В частности, ремонт подъезда осуществляется на основании договора с гражданами, проживающими в нем, в соответствии со ст. 13 Закона от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». При этом п. 5 ст. 29 Жилищного кодекса (далее — ЖК) определено, что отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает население от их оплаты. Таким образом, в случае необходимости проведения ремонтных работ в подъезде и осуществления в нем текущего ремонта заплатить за него придется даже при отказе гражданина от заключения договора, подчеркивают в Минжилкомхозе.

Кроме того, согласно ст. 166 ЖК участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации общего имущества. Взыскание задолженности по ним производится на основании исполнительных надписей нотариуса, а при наличии спора — в судебном порядке.

Также отметим, что согласно п. 23 постановления Совмина от 12.06.2014 № 571 плата за текущий ремонт в жилых домах вносится в соответствии с договорами на оказание услуг, заключенными между плательщиками ЖКХ и исполнителем. В договорах указываются виды работ, сроки проведения и стоимость, которая исчисляется исходя из сметной стоимости, определенной в договорах, в доле, соразмерной общей площади жилых и (или) нежилых помещений, принадлежащих и (или) занимаемых плательщиками.

Сохранность жилфонда, затраты на капитальный и текущий ремонты домов во многом зависят от качества их технического обслуживания. В прошлом году в Минске был проведен эксперимент: ряд ЖЭСов по зарубежному образцу заменили узких специалистов (сантехников, столяров, слесарей, маляров и т.д.) на специалистов по комплексному обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов — хаус-мастеров.

В Минжилкомхозе считают результаты эксперимента удачными. Как пояснил А.Ромашко, обслуживание конкретных объектов, закрепленных за одним работником эксплуатационной организации, повышает степень его ответственности, позволяет осуществлять постоянный мониторинг жилфонда, своевременно выявлять неисправности и оперативно их устранять. Поэтому решено распространить столичный опыт на все регионы страны. К концу текущего года хаус-мастера, как ожидается, будут обслуживать не менее 80% жилищного фонда Минска и 50% — областных центров.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях