$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МАСШТАБ СОТРУДНИЧЕСТВА

30.04.2010

В послании белорусскому народу и Национальному собранию глава государства Александр Лукашенко заявил о том, что «Российская Федерация была и остается нашим основным политическим и экономическим партнером». Но при этом, по его словам, российское руководство решительно взяло курс на «прагматизацию» отношений с нашей страной, переводя их исключительно на так называемые «рыночные» — как их понимают в Кремле. В ответ президент РФ Дмитрий Медведев дал понять, что Россия не намерена в дальнейшем предоставлять Беларуси преференции, в т.ч. в газовой сфере. Это может серьезно сказаться на экономике нашей страны.

Тем важнее определенность в отношениях с международными финансовыми организациями, чья помощь очень помогла Беларуси в прошлом, кризисном году. О перспективах развития отечественной экономики обозреватель «ЭГ» беседует с постоянным представителем Всемирного банка в Беларуси Иваном ВЕЛЕВЫМ.

— Мне трудно комментировать меры, которые предпримет Россия. Часто за страстями политических заявлений не всегда следуют экономические санкции. Когда начинались переговоры Всемирного банка в отношении структурных реформ, которые были начаты совместно с МВФ при подготовке обновленной стратегии Всемирного банка и первого займа на цели развития, мы исходили из того, что Беларусь будет импортировать энергоносители по мировым ценам в недалеком будущем. Это в принципе оправдалось.

Когда мы проанализировали эффект увеличения цены на нефть, наши расчеты показали, что существует серьезный дисбаланс с точки зрения платежного баланса Беларуси. Позже были проанализированы принятые правительством мероприятия, для того чтобы избежать «шока» в белорусской экономике. По нашему мнению, мероприятия были хорошо рассчитаны, хотя и не закрывают полностью дефицит платежного баланса. Как один из источников внешнего финансирования правительство выбрало рынок государственных облигаций. МВФ и ВБ поддерживают дебютное заимствование на рынке гособлигаций, хотя содействие международных финансовых организаций позволило бы получить более дешевые ресурсы.

Идя дальше, нам было необходимо понять, какая роль в контексте структурных реформ отводится МВФ и ВБ. Нам это важно для того, чтобы построить свои программы, под которые необходимо спланировать финансовые ресурсы. В середине марта нынешнего года вице-президент группы Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филипп Ле Уэру посетил Беларусь. В ходе встреч в правительстве, Национальном банке и Администрации Президента рассматривались вопросы направленности и скорости структурных реформ, их детализации. Так, например, изучалась точка зрения Нацбанка на приоритеты реформ, отношение к приватизации как источнику покрытия дефицита счета текущих операций платежного баланса Беларуси. От премьер-министра Сергея Сидорского получено больше информации о дальнейших путях развития агропромышленного комплекса в рамках функционирующей экономической модели.

Во время этого посещения специалисты Всемирного банка и МВФ провели семинар-диалог для членов правительства и представителей ряда министерств, посвященный более детальному обсуждению проведения структурных реформ. Здесь были представлены доклады правительства, Всемирного банка и МВФ о состоянии белорусской экономики и осуществлении дальнейших реформ.

Нам представляется, что быстрый рост в короткие сроки вернуть трудно. Мы считаем, что в посткризисных условиях выполнить поставленные задачи в рамках существующей экономической модели, основанной на доминировании государства и на госинвестициях, отдача от которых снижается, будет непросто. При этом Беларуси на фоне удорожания финансовых и сырьевых ресурсов необходим значительный рост производительности труда. С другой стороны, надо учитывать состояние внешних рынков, видеть их реальную, а не желаемую динамику. Так, МВФ ожидает, что в 2010 г. дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси, с учетом ухудшения условий торговли нефтью, может составить около 10% ВВП. Новые расчеты влияния на дефицит счета текущих операций от повышения цен на газ мы пока еще не сделали, а вот введенные таможенные пошлины Российской Федерацией на нефтепродукты составят 3–4% ВВП. Все это очень серьезно.

Поэтому нам важно понять «дорожную карту» правительства Беларуси в достижении своих планов. Отмечу, что Всемирный банк не пытался в дискуссии навязать какие-либо готовые экономические модели или рецепты. Наша задача — оказать содействие финансовыми ресурсами и техническую помощь на основе нашего опыта в других странах.

За последние 10 лет Беларусь добилась значительных успехов в развитии экономики, используя благоприятные условия. Кризис показал, что эти условия закончились, и посткризисное развитие региона будет совсем другим. Стратегическое направление структурных реформ, заявленное Александром Лукашенко в послании белорусскому народу и Национальному собранию, почти один к одному совпадает с теми стратегическими направлениями, которые мы теперь строим с Беларусью.

Послание Президента РБ — рекорд не только с точки зрения выступления по времени, оно выделяется и с точки зрения заявления о дальнейших реформах экономики. Мы заинтересованы видеть скорейшее принятие Директивы № 4 о дальнейшей либерализации экономики.

— Как продвигается работа с правительством по созданию правовой базы для проведения таких реформ?

— Сейчас мы совместно с правительством завершаем начатую около года назад работу над проектом закона о приватизации. Мы несколько раз заявили нашу позицию. На наш взгляд, приватизация должна иметь, в первую очередь, стратегическую направленность, а не решать сиюминутные проблемы путем спорадической передачи в частные руки госсобственности. Приватизация, как часть структурных реформ и один из инструментов экономической политики, должна быть также продумана с точки зрения роли и места частного сектора, отношения к нему государства, обеспечения, как минимум, равных условий для деятельности компаний всех форм собственности.

Второе направление — создание агентства по приватизации, которое по предложению правительства будет совмещать функции получения инвестиций и проведения приватизации, чтобы сделать ее более эффективной и прозрачной. Эти концептуальные моменты мы хотим отразить в нормативной базе, и потому представили правительству такую точку зрения в своих комментариях к законопроекту, делая упор на его качество. Правда, это сдвигает сроки, определенные в совместных документах правительства, МВФ и ВБ. На наш взгляд, к середине этого года закон о приватизации может быть принят параллельно с созданием агентства на основании указа главы государства.

Еще ведется дополнительная работа по выбору предприятий, которые будут включены в пилотный список. Это не самые крупные объекты, зато здесь обеспечено секторальное разнообразие. Можно посмотреть, какие инвесторы проявят интерес к нынешним, надо сказать, не самым лучшим условиям управления рисками на новом, неизвестном рынке. Нужно, чтобы процесс оценки предприятий был управляемым и открытым, что поможет стране зарекомендовать себя в глазах зарубежных инвесторов.

— Как вы оцениваете перспективы иностранных инвестиций в Беларуси.

— Уникальное преимущество Беларуси — близость больших рынков: европейского и российского. В стране развитая инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, стратегические предприятия активно поддерживаются. Можно очень быстро через переквалификацию создать дополнительное ускорение для реформирования конкретных секторов. В некоторых из них, если присмотреться, заложен большой потенциал, потому что они не были ранее затронуты реформами и участием иностранного капитала. При этом они, конечно, нуждаются в обновлении основных фондов и внедрении новых технологий.

Отмечу также высокую социальную дисциплину, порядок и деловую этику. Правительство прилагает немалые усилия, чтобы улучшить условия ведения бизнеса, сократить затраты и время на его регистрацию и ликвидацию, упростить наем рабочей силы. Однако еще нуждается в улучшении работа судов, налоговая политика, защита инвесторов от различных политических влияний и вмешательства государства. Последнее очень важно для защиты миноритарных инвесторов.

В Беларуси есть также культура соблюдения правил. Это очень важно для реформирования таких ключевых для привлечения инвестиций областей, как применение и соблюдение международных стандартов корпоративного управления. Предоставление аккуратной финансовой информации корпоративного сектора способствует снижению рисков для иностранных инвеститоров, и снижении инвестиционных рисков для иностранного капитала. Об этом шла речь на нашем семинаре с правительством 27 апреля о подведении итогов исследования Всемирного банка по соблюдению стандартов финансового учета и аудита в Республике Беларусь. Эту область тоже важно учесть, а не только показатели ведения бизнеса, так как она является вместе с другими институциональными факторами условием для создания открытого и конкурентного бизнес климата. Несомненно, все это способствует, как отметил в послании Президент, тому, что конкуренция должна заменить монополию.

—- Господин Велев, судя по последним заявлениям, власти пока не намерены запускать следующую программу МВФ stаnd-by после выполнения текущей в апреле 2010 г. Будет ли ВБ в таком случае рассматривать возможность выделения Беларуси займов на цели развития в 2010 и 2011 годах?

— Как известно Совет исполнительных директоров Всемирного банка в рамках промежуточного пересмотра действующей стратегии сотрудничества с Беларусью на 2008—2011 годы утвердил в декабре 2009 г. предоставление займа на цели развития в сумме 200 млн. USD. Мы будем наблюдать за выполнением мероприятий по этому проекту с помощью матрицы, согласованной с правительством. Также совместно будем регулярно рассматривать промежуточные результаты, потому что одно из условий программы предоставления ресурсов в дальнейшем — успешное выполнение первого займа. Для этих целей через две недели в Беларусь приедет команда специалистов Всемирного банка.

Мы поддерживаем усилия правительства, направленные на ускорение структурных перемен в экономике для улучшения ее конкурентоспособности и возврата утраченных рынков. Это будет нелегко, т.к. надо создать другую модель управления экономикой. Мы, совместно с нашими коллегами из МВФ и других финансовых организаций, готовы оказать помощь на цели развития следующей фазы реформ. Эта помощь способствует осуществлению реформ, которые поставят экономику страны на более длинную полосу устойчивого развития. Мы хотели бы привязать цели нашей программы с программами реформ правительства на следующие 5 лет, которые находятся в стадии разработки. А это означает, что мы готовы оказать поддержку реформам в среднесрочной перспективе, после 2011 г. Мы будем обсуждать в рабочем порядке нашу поддержку на следующий этап реформ по либерализации, о которых заявил в своем послании А.Лукашенко.

Николай ЗЕНЬКО

Справка «ЭГ»

Гражданин Болгарии Иван Велев работает во Всемирном банке с 1997 г. на различных должностях в регионах Европы и Центральной Азии, Восточной Азии, Африки. Занимается вопросами корпоративной стратегии, развития государственного сектора, инфраструктуры.

До назначения в августе 2009 г. на должность постоянного представителя ВБ в Беларуси И.Велев работал в региональном представительстве банка по Украине, Беларуси и Молдове в Киеве, где координировал деятельность ВБ в области реформирования сектора госуправления и развития инфраструктуры трех стран. Возглавлял работу по подготовке промежуточного отчета о ходе реализации стратегии сотрудничества ВБ с Беларусью, проводимой в настоящее время. И.Велев получил степень доктора экономических наук в Сиракузском университете (США) и магистра наук по специальности “международные отношения и право” в Московском университете международных отношений.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях