$

2.5990 руб.

3.0521 руб.

Р (100)

3.3365 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Торговля

МАРТ, наконец, получит свой Закон

31.07.2020
МАРТ, наконец, получит свой Закон
Фото: freepik

Подготовлен проект новой редакции Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
МАРТ разослал его для обсуждения предпринимательским объединениям. В новом проекте – больше норм антимонопольного характера в отношении поставщиков и других контрагентов.

В актуальный Закон от 08.01.2014 № 128-З вносились изменения в июле 2016 г. В сентябре того же года Министерство торговли было преобразовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, но в профильном Законе это еще не было отражено.

В новом же проекте к компетенции МАРТ отнесена разработка мер, направленных на создание условий для развития конкуренции в целом, а не только в торговле и общепите, как это было ранее.

Также по-новому описан порядок вынесения субъектам хозяйствования предупреждений и предписаний об устранении выявленных нарушений.

Несколько расширяется понятийный аппарат Закона. Вводятся определения администрации рынка и торгового центра, крупного магазина, передвижных объектов торговли и общепита, расширяется понятие торговой сети (к таковой будут относить и ранее отдельно определяемые фирменные магазины).

Законодательно закрепляется, что действие документа не будет распространяться на продажу лекарственных средств.

Отдельно в Законе предлагается прописать права субъектов торговли. При этом требования к осуществлению торговли и деятельности объектов общепита в целом не меняются.

Значительно изменены формулировки, касающиеся интернет-­тор­говли. Планируется определить, что субъект торговли вправе «осущест­влять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс в сети Интернет, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельно­стью».

Важным изменением является от­мена согласования с местными органами власти режима работы объектов. Их владельцы смогут это делать самостоятельно.

Исключение – режим работы после 23.00 и до 7.00, который подлежит согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в столице.

Еще одно исключение – магазины Duty free.

При этом расширяются полномочия областных и районных исполкомов в части работы с нарушениями законодательства.

 

Договоры с поставщиками – на контроль

Отдельно в проекте прописаны требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиками с повышением прозрачности информирования контрагентов.

Субъектам торговли и общепита в Законе планируют прямо запретить навязывать контрагенту условия о:

– запрете на заключение договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юрлицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими юрлицами и ИП на аналогичных или иных условиях;

– ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

– предоставлении сведений о заключаемых договорах с другими юрлицами, ИП, осуществляющими аналогичную деятельность;

– снижении поставщиком продовольственных товаров цены этих товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, субъектами общественного питания, осуществляющими продажу аналогичных товаров;

 – соблюдении иных условий, не относящихся к предмету договора.

* * *

Также субъектам торговли будет запрещено заключать между собой для осуществления торговли договоры, по которым товар передается субъекту торговли для реализации без перехода к этому субъекту торговли права собственности на товар. Речь идет о договорах комиссии, поручения, смешанных договорах, содержащих элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров (за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну группу лиц).

Субъекты торговли должны будут самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товаро­оборота на соответствующей территории и в случае превышения разрешенного 20-процентного барьера. Отдельно в проекте прописаны запреты на совершение сделок теми, кто этот барьер превышает.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***