МАРТ, наконец, получит свой Закон
Подготовлен проект новой редакции Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». МАРТ разослал его для обсуждения предпринимательским объединениям. В новом проекте – больше норм антимонопольного характера в отношении поставщиков и других контрагентов.
В актуальный Закон от 08.01.2014 № 128-З вносились изменения в июле 2016 г. В сентябре того же года Министерство торговли было преобразовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, но в профильном Законе это еще не было отражено.
В новом же проекте к компетенции МАРТ отнесена разработка мер, направленных на создание условий для развития конкуренции в целом, а не только в торговле и общепите, как это было ранее.
Также по-новому описан порядок вынесения субъектам хозяйствования предупреждений и предписаний об устранении выявленных нарушений.
Несколько расширяется понятийный аппарат Закона. Вводятся определения администрации рынка и торгового центра, крупного магазина, передвижных объектов торговли и общепита, расширяется понятие торговой сети (к таковой будут относить и ранее отдельно определяемые фирменные магазины).
Законодательно закрепляется, что действие документа не будет распространяться на продажу лекарственных средств.
Отдельно в Законе предлагается прописать права субъектов торговли. При этом требования к осуществлению торговли и деятельности объектов общепита в целом не меняются.
Значительно изменены формулировки, касающиеся интернет-торговли. Планируется определить, что субъект торговли вправе «осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс в сети Интернет, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Важным изменением является отмена согласования с местными органами власти режима работы объектов. Их владельцы смогут это делать самостоятельно.
Исключение – режим работы после 23.00 и до 7.00, который подлежит согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в столице.
Еще одно исключение – магазины Duty free.
При этом расширяются полномочия областных и районных исполкомов в части работы с нарушениями законодательства.
Договоры с поставщиками – на контроль
Отдельно в проекте прописаны требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиками с повышением прозрачности информирования контрагентов.
Субъектам торговли и общепита в Законе планируют прямо запретить навязывать контрагенту условия о:
– запрете на заключение договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юрлицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими юрлицами и ИП на аналогичных или иных условиях;
– ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
– предоставлении сведений о заключаемых договорах с другими юрлицами, ИП, осуществляющими аналогичную деятельность;
– снижении поставщиком продовольственных товаров цены этих товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, субъектами общественного питания, осуществляющими продажу аналогичных товаров;
– соблюдении иных условий, не относящихся к предмету договора.
* * *
Также субъектам торговли будет запрещено заключать между собой для осуществления торговли договоры, по которым товар передается субъекту торговли для реализации без перехода к этому субъекту торговли права собственности на товар. Речь идет о договорах комиссии, поручения, смешанных договорах, содержащих элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров (за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну группу лиц).
Субъекты торговли должны будут самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товарооборота на соответствующей территории и в случае превышения разрешенного 20-процентного барьера. Отдельно в проекте прописаны запреты на совершение сделок теми, кто этот барьер превышает.