Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАРШРУТЫ, которые не мы выбираем

Не секрет, что главным источником наполнения российского бюджета является экспорт энергоносителей, в частности природного газа. Однако ощутимую экономическую выгоду имеют и те государства, через территорию которых проходит их транзит. Беларусь в силу...
Не секрет, что главным источником наполнения российского бюджета является экспорт энергоносителей, в частности природного газа. Однако ощутимую экономическую выгоду имеют и те государства, через территорию которых проходит их транзит. Беларусь в силу своего местонахождения и тесных союзнических отношений с соседкой Россией должна, по идее, находиться в наиболее выгодном положении. Однако реальность говорит об ином: через нашу территорию в Европу проходит сейчас лишь 10% российского газа. В этом отношении мы вчистую проигрываем Украине, которая, к слову, половину необходимого ей природного газа получает как плату за транзит.

А ведь еще пару лет назад планы транзита российского газа через Беларусь казались самыми радужными. В 2000г. тогдашний глава "Газпрома" Рэм Вяхирев сулил нам голубое топливо вообще бесплатно. Еще в мае 2002г. на саммите ЕС -- Россия намечалось увеличение пропускной способности комплекса газового трубопровода Ямал -- Европа. Ситуация кардинально изменилась в ноябре прошлого года, когда на встрече руководителя "Газпрома" Алексея Миллера с генеральным директором по энергетике и транспорту Евросоюза Франсуа Ламурье последний заявил, что ЕС считает одним из приоритетных проектов поставок российского газа в Европу строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Эту же мысль во время недавнего празднования 10-летия "Газпрома" высказал и президент России Владимир Путин, призвав руководство компании развивать североевропейский маршрут и переходить к практической реализации проекта, поскольку "интерес к этому направлению у российских партнеров огромен".

Возможно, хотя прямых доказательств нет, что на изменение приоритетов в определенной степени повлияла приснопамятная "газовая атака" в ноябре 2002г. В то же время нельзя сказать, что вариант с СЕГ возник спонтанно. Впервые идея создания трассы подачи российского газа в Западную Европу под названием "Северный путь" появилась еще 6 лет назад. В 1997г. финская компания Fоrtum (бывшая Nеstе) и "Газпром" основали на паритетных началах совместное предприятие Nоrth Тrаnsgаs с целью исследования целесообразности строительства северной газовой магистрали. В конце 1999г. завершилась разработка ТЭО проекта, включавшая проведение полного комплекса морских инженерно-изыскательских работ. Проведенные исследования подтвердили экономическую эффективность (при рентабельности 12%) и техническую возможность реализации проекта. Из нескольких вариантов наиболее целесообразным был признан маршрут из России через Финский залив и Балтийское море к побережью Германии. Более того, проект СЕГ был даже частично реализован на финском участке летом 2000г. Правда, дальше торжественной сдачи в эксплуатацию газопровода "Россия -- Финляндия II" дело не пошло.

Причина, по которой газ, подошедший к запорным вентилям компрессорной станции в Ряйккеля, не спешили использовать, заключалась в следующем: цены на электроэнергию, сложившиеся в североевропейском регионе, пока не способствовали запуску новых теплоэлектростанций на газе. Однако ситуация может быстро измениться. Финны, сделавшие серьезную ставку на использование российского природного газа и его транспортировку к своим скандинавским соседям и далее -- в Европу, не хотят пассивно ждать у моря погоды. Подвод еще одной ветки газопровода к своим пределам Суоми рассматривает как открытие "второго дыхания" всей газовой системы этой части Старого Света, где за газом -- будущее.

Как видим, если это и не было фактическим началом строительства СЕГ, то уж во всяком случае об этом думали. И планировали использовать новый газопровод как часть системы. И похоже, рано или поздно этот маршрут будет задействован.

Еще одной неприятной новостью для Беларуси стало объявление летом 2002г. о создании международного консорциума по управлению и развитию газотранспортных сетей Украины. В начале ноября "Нафтогаз Украины" и "Газпром" подписали учредительные документы и внесли первые взносы в уставный капитал по 0,5 млн. USD. Консорциум, зарегистрированный в Киеве, будет обеспечивать транспортировку газа, а также надежность, безопасность и стабильность функционирования газотранспортной системы Украины. Ее президент Леонид Кучма назвал "решенным фактом" участие в консорциуме Украины, России и Германии. Вместе с тем он отметил, что его члены намерены также пригласить к участию и другие европейские страны, в первую очередь Италию и Францию.

Впрочем, это не значит, что газопровод Ямал -- Европа, проходящий через территорию Беларуси, и, в частности, строительство его второй нитки забыты "Газпромом" окончательно. Как говорится в сообщении департамента правительственной информации России, РФ и Польша до 31 декабря 2004г. намерены "актуализировать эту тему, исходя из принципов экономической целесообразности и необходимости стабильного и эффективного функционирования первой нитки польского участка этой системы".

Согласно проекту финансироваться завершение строительства первой нитки польского участка газопровода Ямал -- Европа будет за счет выручки корпорации ЕuRоРоlGаs от транспортировки природного газа при реструктуризации займов, предоставленных компании основными акционерами -- "Газпромом" и РGNiG. Это автоматически означает, что строительство второй нитки будет вестись и на территории Беларуси. Если только к тому времени мы окончательно не разругаемся с "Газпромом".

В заключение еще раз перечислим существующие и гипотетические маршруты российского газа в Западную Европу:

-- Украина (Российско-украинский консорциум). Пока основной маршрут.

-- Ямал -- Европа. Уже действующий маршрут, который мог стать вторым основным, но не стал.

-- СЭГ через Балтику. Строительство пока не начато, хотя на сегодня проект считается приоритетным.

-- СЭГ через Финляндию и скандинавские страны. Законсервирован на финском участке. Но вряд ли будет брошен, поскольку вложенные средства надо возвращать.

Можно ожидать, что рано или поздно будут реализованы все варианты. Ведь к 2010г. на европейском газовом рынке прогнозируется рост потребления российского газа сверх действующих контрактов примерно на 100 млрд. кубометров в год, т.е. почти вдвое. При этом основной рост будет наблюдаться в Южной Европе и Великобритании. Предполагается, что Англия и Нидерланды к концу десятилетия смогут удовлетворять свои потребности в газе только за счет импортных поставок. Причем британцы вообще готовы сделать основную ставку именно на российский газ. Существующие маршруты такой объем, естественно, не обеспечат. Нам, понятное дело, выгоднее, чтобы как можно раньше был реализован проект Ямал -- Европа. Лишние 5--10 лет отсрочки -- это сотни миллионов долларов упущенной выгоды. "Газпрому" же теоретически все равно, по какому маршруту его газ попадет в Западную Европу. Чем больше выбор, тем ему и европейцам спокойнее.