$

2.1204 руб.

2.4136 руб.

Р (100)

3.2021 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Маршруты без «маршруток»

24.04.2007

Число маршруток на наших улицах уменьшится. К такому результату может привести реализация норм Указа Президента от 29.12.2006 № 760, требующего привлекать в качестве наемных работников ИП только их родственников. Об этом говорилось на заседании «круглого стола» по проблемам частных пассажирских перевозчиков, организованного 19 апреля республиканским профсоюзом работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства «Садружнасць». В заседании участвовали предприниматели и представители органов госуправления.

Перейти ИП-маршрутникам в семейный бизнес практически нереально (где найти трех квалифицированных водителей среди близких родственников), а создавать коммерческую организацию, что предполагает переход на общую систему налогообложения, перевозчикам невыгодно. Выходом из ситуации могла бы стать упрощенная система налогообложения для малого бизнеса, которая была принята Указом № 119. Предприниматели подпадают под категорию микроорганизаций с численностью до 15 человек, для которых все элементы бухучета заменены ведением одной книги учета доходов и расходов и предусмотрена упрощенная статистическая отчетность. Однако установленная документом ставка налога в размере 10% от выручки (без уплаты НДС) делает переход на такую систему для перевозчиков также невыгодной, утверждали на заседании предприниматели. По их расчетам, в этом случае работа будет попросту убыточной. Чтобы перевозчики могли более-менее нормально работать, применяя «упрощенку», ставка налога должна быть на уровне 4% от выручки, но никак не 10%. По этой же причине большинство ИП и раньше не пользовались упрощенной системой, утверждали предприниматели.

По мнению председателя республиканского совета профсоюза «Садружнасць» Леонида Ковшика, серьезного анализа в данном случае не проводилось. Нельзя всех подгонять под одну гребенку, ставки налога должны быть разными в зависимости от сферы деятельности, считает он.

Частные перевозчики выполняют социально важную функцию. Сегодня более 10% пассажирооборота в стране приходится на долю частного бизнеса, а в ряде областей этот показатель достигает 30%. «С одной стороны, правительство призывает предпринимателей активнее заниматься производством и оказанием услуг, особенно в малых городах (перевозчики это с успехом делают, разгружая государственный транспорт). В то же время принимаются такие решения, которые фактически вытесняют их из этой сферы», — отметил Л.Ковшик.

На недавнем заседании Совета по развитию предпринимательства в РБ с участием представителей Администрации Президента и Совета Министров тема частных перевозчиков пассажиров не была затронута вообще, посетовал глава профсоюза «Садружнасць». Между тем в Беларуси работает более 10 тыс. таксистов-частников, а также более 15 тыс. ИП, которые занимаются регулярными перевозками пассажиров (на т.н. «маршрутках»). И это без учета частных автопредприятий. «Мы за цивилизованный корпоративный бизнес. Но зачем так форсированно, в течение года, переводить всех ИП в юридические лица» — задался вопросом он.

При этом проблем у перевозчиков и без того хватает: растут затраты на ГСМ, автозапчасти, необходимо повышать зарплату водителям, чтобы удержать их у себя. Как утверждали предприниматели, найти в ряде регионов хороших водителей стало крайне сложно, поскольку многие уезжают в соседние Россию и Украину: там платят больше. Частники находятся в неравных условиях с государственными перевозчиками. Например, облисполкомы устанавливают предельные тарифы на пассажирские перевозки и для тех, и для других, однако частники при этом госдотаций не получают.

Предприниматели также считают необходимым пересмотреть порядок аннулирования лицензий частных перевозчиков. Сегодня для этого достаточно всего двух актов налоговой или транспортной инспекции, например, за не выданный водителем «маршрутки» билет пассажиру. В результате из-за недобросовестности одного водителя работы лишается весь трудовой коллектив. Несправедливым называли предприниматели запрет с 2010 г. на эксплуатацию автомобилей и микроавтобусов для пассажирских перевозок старше 10 лет. Если старенькие «Икарусы» могут возить пассажиров, то почему это нельзя «Мерседесам», для которых 10 лет — не срок. Последнее слово должно быть за техосмотром, считают перевозчики. Если машина его проходит, значит, она пригодна для перевозки пассажиров.

Желтый свет для предпринимателей

Бурную дискуссию среди предпринимателей вызвало введение регистрационных знаков нового образца (желтого цвета) для автомобилей такси и «маршруток». Как пояснил представитель ГАИ Александр Ляшкевич, такая мера должна помочь более эффективно выявлять нелегальных перевозчиков. Например, после истечения действия лицензионной карточки некоторые перевозчики продолжают (но уже нелегально) работать в качестве таксистов, с плафоном на крыше и желтыми полосами на бортах, и выловить их бывает проблематично.

Выдача «желтых» номеров началась с 3 апреля. Однако никакой массовой кампании по замене номеров не планируется. Выдавать их ГАИ будет поэтапно, по мере завершения срока действия лицензионных карточек и получения новых. Новые знаки (стоимость 31 тыс. Br) выдаются дополнительно к имеющимся (белым) номерам, и переоформления документов это не потребует, успокоил предпринимателей представитель ГАИ Андрей Шаранда. Он отметил, что ввезенные из-за границы транспортные средства категории М2, используемые для перевозок пассажиров, переоборудованные из грузового или грузопассажирского транспорта, на учет в ГАИ как автобусы сейчас не ставятся. Таково требование нового стандарта СТБ и правил ЕЭК ООН 52.01. Однако при получении «желтых» регистрационных номеров запрет не коснется машин, которые сейчас эксплуатируются в регулярных перевозках, развеял он опасения перевозчиков. Такие машины постепенно выйдут из эксплуатации согласно срокам, которые установлены Минтрансом.

Введение «желтых» номеров не только не поможет бороться с нелегалами, но и существенно осложнит жизнь законопослушным предпринимателям, считают перевозчики: им фактически придется приобретать еще один автомобиль, поскольку для личных целей использовать свое «такси» будет проблематично. Для этого придется убирать всю атрибутику — менять «временный» желтый знак на основной белый, снимать с бортов желтые полосы. Возмутил предпринимателей и тот факт, что «желтые» номера вводятся также для «маршруток», среди которых нелегалов как раз практически нет. В таком случае новые знаки надо выдавать и государственным автобусам, ведь они, также как и «маршрутки», занимаются перевозкой пассажиров в регулярном сообщении, резонно замечали предприниматели. Представители госорганов не смогли ответить перевозчикам на вопрос, кто же все-таки был инициатором этой идеи: ГАИ или Минтранс.

Дмитрий ЕРМАК