$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«Маршрут» в никуда

26.02.2008

В борьбе с «серым» импортом и китайским «ширпотребом» государство невзначай задело и такую социально важную отрасль, как пассажирские перевозки. По оценкам экспертов, с начала года количество «маршруток» в стране сократилось на 20-30%, а в некоторых городах и до 50%. Среди причин такого положения дел — ограничение найма для индивидуальных предпринимателей только близкими родственниками, высокие налоги и чрезмерно жесткие требования к ведению деятельности в ЧУП. Не способствует развитию перевозок и неурегулированность вопросов, связанных с использованием новых регистрационных знаков, а также ужесточение ответственности к частникам со стороны контролирующих органов.

Варианты есть, выхода нет?

В лучшие времена развития частных маршрутных такси их доля в общем пассажирообороте автомобильного транспорта достигала 12-13%. В средних и малых городах, где государственные автопарки постоянно сталкивались с недофинансированием, «маршрутки» перевозили от 30 до 50% пассажиров. Однако со вступлением в силу Указа № 760, а также ряда подзаконных актов ситуация начала меняться не в лучшую сторону.

Большинство частных перевозчиков были зарегистрированы в качестве ИП и работали, уплачивая фиксированный налог. С января т.г. они оказались перед сложным выбором. Наиболее простой способ — регистрация ИП на наемных водителей с одновременной передачей им транспортных средств по договору аренды. Этим путем пошли многие предприниматели в Могилеве, Речице, Жлобине и других городах. Следует отметить, что в этом случае, кроме затрат по регистрации ИП, возникают и другие издержки: возрастает налоговая нагрузка, возникает необходимость вести уже не одну, а несколько бухгалтерий.

Другим вариантом для ИП стала широко рекламируемая перерегистрация в ЧУП. На первый взгляд, такой вариант вполне приемлем, особенно если в ЧУП объединиться нескольким ИП (машины в этом случае опять же можно оформить в аренду) и воспользоваться возможностью уплачивать единый налог по ставке 10% от валового оборота.

Однако по расчетам профсоюза работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства «Садружнасць», такую нагрузку перевозчики не «потянут»: уж слишком велики затраты на ГСМ и ремонт автомобилей. По словам одного из предпринимателей Молодечно, после создания юрлица в первый же месяц работы он ушел в «минус». У другого предпринимателя из Орши после перерегистрации в ЧУП налоговая нагрузка возросла примерно в 3 раза. По мнению специалистов профсоюза “Садружнасць”, чтобы полноценно работать и развиваться, ставка единого налога не должна превышать 5%. Это является основной причиной, почему предприниматели-транспортники, как и их коллеги в других сферах бизнеса не бросились повально переходить в ЧУПы. Есть и еще один нюанс. Если тем, кто занимается торговлей, юридический адрес можно зарегистрировать на торговую площадь, то перевозчику придется искать специальное офисное помещение и нести дополнительные затраты на его приобретение или аренду. Кроме того, работающие как юридические лица перевозчики сталкиваются еще с одним неудобством, а именно невозможностью рассчитываться наличными деньгами. Из-за длительного оформления безналичных сделок возникают простои в работе: нельзя оперативно приобрести топливо, запчасти.

Несмотря на то, что при перерегистрациях пока не возникало серьезных проблем с получением лицензий и разрешений на маршруты (тут нужно отдать должное местным органам власти), ни одну из приведенных схем организации нельзя назвать абсолютно приемлемой для ИП-перевозчиков. Многие из них задумываются о выходе из своего бизнеса, переориентации на другие виды деятельности. Часть предпринимателей в поисках средств к существованию будет вынуждена уйти в «тень», т. е. заняться нелегальными перевозками на междугородних маршрутах, с которыми так долго и упорно боролись Министерство транспорта вместе с ГАИ. Что касается уволившихся водителей, то их уже сейчас охотно берут на работу транспортные компании из Прибалтики, Польши и России — дефицит опытных водителей существует везде.

В «желтом» цвете

Пока остается невыясненым ряд вопросов, связаных с использованием т.н. «желтых» номеров — специальных регистрационных знаков. Перевозка, выполняемая физическим лицом в своих личных нуждах на автомобиле, оформленном как транспорт общего пользования является грубым нарушением законодательства о лицензировании. Значит ли это, что ИП не может пользоватся своим автомобилем (такси, маршруткой) в личных целях или это относится только к автопарку юридических лиц? Если таксист передает свой автомобиль в аренду юридическому лицу, может ли он эксплуатировать его сам? Требуется ли замена “желтого” номера на обычный при использовании машины для личных нужд? Четких ответов на эти вопросы в Положении о лицензировании нет. С просьбой разъяснить эти нюансы профсоюз “Садружнасць” обратился в Совет Министров, но пока ответа не получил.

Контроль за свой счет

Неопределенность сохраняется и по вопросу о финансировании услуг операторов пассажирских перевозок — регулирующих органов, в компетенции которых находится управление маршрутной сетью и распределение разрешений на маршруты между перевозчиками. Ни Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», ни специальное положение Минтранса, регламентирующее деятельность операторов, не содержат положений об источниках их финансирования. Это, по мнению экспертов, приводит к случаям не совсем законного взимания средств у перевозчиков. При этом за средства перевозчиков их же и контролируют. Комментируя профсоюзу «Садружнасць» ситуацию, Минэкономики подтвердило, что законные основания для подобной практики отсутствуют. Контрольные функции оператора не являются услугой для субъектов хозяйствования, и должны финансироваться за счет местных исполнительных и распорядительных органов. Тем не менее, в ряде городов имеют место ситуация, когда владельцы маршруток платят по 17 тыс. Br в месяц за «информационные услуги».

Во всем мире операторы перевозок финансируются из средств самих перевозчиков. Однако для этого должны быть четкие законные основания, а также обоснованный механизм определения размера оплаты услуг оператора. Не стоит забывать, что главным принципом функционирования операторов за рубежом является их независимость от перевозчиков. У нас же функции операторов продолжают выполнять государственные автопарки, нарушая тем самым принцип свободной конкуренции.

«Все за одного»

Начало 2008 г. было также ознаменовано новой волной борьбы с «лихачеством» водителей маршруток. На протяжении последней декады января Госавтоинспекция устраивала регулярные рейды, проверяя исправность автомобилей, наличие техосмотра, билетов у пассажиров и т. д. Что особенно интересно, ГАИ стало брать на себя некоторые функции лицензирующего органа, т. е. направлять в Минтранс сведения о перевозчиках, чьи водители допускают нарушения правил дорожного движения. Наказания водителя (штраф, лишение водительского удостоверения и др.) уже недостаточно. ГАИ рекомендует лицензирующему органу приостанавливать или вовсе лишать лицензии перевозчика. Почему фирма-наниматель должна нести ответственность за неосторожность одного водителя — не ясно. Никому ведь не придет в голову лишить лицензии службу скорой помощи из-за того, что один из водителей находился за рулем в нетрезвом состоянии (подобный случай был зафиксирован в Минске летом 2007 г.).

Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются частные перевозчики пассажиров, вряд ли позволят сбыться прогнозам о том, что в ближайшее время ситуация с маршрутными такси нормализуется. Под угрозой останется выполнение государственной Программы развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом до 2010 г. Для достижения прогнозных показателей государству придется увеличить финансирование государственных же автопредприятий: понадобится значительно расширить парк машин, чтобы обеспечить перевозки на освобожденных частниками маршрутах.

Дмитрий БАБИЦКИЙ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях