$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Маркировка: прогресс за счет бизнеса. Новый порядок выдачи книги замечаний и предложений. Электроснабжение по новым правилам.

27.11.2015

 

Для этих целей в нашей стране будет функционировать межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее – Банк электронных паспортов).

Согласно новой редакции подп. 1.1 п. 1 Указа Президента от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – Указ № 243) с 20.03.2016 г. Совмин будет вести не один, а два перечня товаров:

– подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Беларуси которых подлежит внесению в Банк данных электронных паспортов (далее – перечень товаров, подлежащих маркировке);

– перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Беларуси которых подлежит внесению в Банк данных электронных паспортов (далее – перечень товаров, подлежащих радиочастотной маркировке).

Иными словами, один и тот же товар не может быть включен сразу в оба перечня.

После вступления Указа № 462 в силу все юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие производство и (или) ввоз на территорию Беларуси товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих радиочастотной маркировке, обязаны внести в Банк электронных паспортов информацию, определяемую МНС по согласованию с Минторгом и НАН Беларуси:

– в отношении подлежащих маркировке товаров – до их маркировки контрольными (идентификационными) знаками с RFID-меткой;

– в отношении уже маркированных товаров – после их маркировки контрольными (идентификационными) знаками с инициализированной RFID-меткой, но не позднее даты отгрузки товаров из мест производства, упаковки (переупаковки), хранения.

При этом для целей Указа № 462 под инициализацией RFID-метки понимается запись с использованием программного обеспечения научно-инженерного РУП «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» НАН Беларуси (далее – Центр идентификации) в память RFID-метки информации о глобальном идентификационном номере единицы товара (GTIN) и ее серийном номере с внесением указанной информации в Банк электронных паспортов.

Внесение в Банк электронных паспортов юридическими лицами и ИП указанной выше информации должно обеспечиваться в соответствии с договорами, заключаемыми ими с Центром идентификации.

В случае невнесения в Банк электронных паспортов требуемой информации либо ее несоответствия товарам, маркированным контрольными (идентификационными) знаками, и (или) их фактическим характеристикам (описанию) такие товары будут рассматриваться как не маркированные контрольными (идентификационными) знаками со всеми вытекающими последствиями.

Инициализация RFID-меток должна осуществляться юридическими лицами и ИП, которые приобрели контрольные (идентификационные) знаки, или подчиненными Минфину госорганизациями, за деятельность которых уполномочен отвечать Департамент государственных знаков Минфина, или Центром идентификации, а инициализация RFID-меток указанными организациями – на основании заключаемых с ними юридическими лицами и ИП договоров на возмездной основе.

Таким образом, тем, кто производит и (или) будет ввозить на территорию Беларуси товары, включенные в перечень товаров, подлежащих радиочастотной маркировке, придется платить не только за сами контрольные (идентификационные) знаки, но и за их инициализацию. Другими словами, внедрение новой системы контроля (несомненно, прогрессивной и упрощающей работу контролирующих органов), как это уже было «обкатано» в нашей стране с внедрением электронного декларирования, будет произведено за счет самих субъектов хозяйствования.

Кроме того, юридические лица и ИП, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю товарами, подлежащими маркировке контрольными (идентификационными) знаками согласно новой редакции подп. 1.1 п. 1 Указа № 243, обязаны обеспечить проверку товаров на предмет их соответствия требованиям законодательства о маркировке контрольными (идентификационными) знаками, в т.ч. посредством использования информации, содержащейся в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции и в Банке электронных паспортов, до получения или при приемке товаров от поставщика. В свою очередь, поставщики товаров обязаны предоставить возможность проверки товаров на предмет соблюдения указанных требований законодательства.

В связи с введением дополнительного перечня товаров, подлежащих радиочастотной маркировке, соответствующие изменения вносятся и в другие нормы Указа № 243.

Так, с 20.03.2016 г. запрещается приобретение, транспортировка, хранение, использование и реализация на территории Беларуси юридическими лицами и ИП товаров, указанных в перечне товаров, подлежащих радиочастотной маркировке, не только без контрольных (идентификационных) знаков или с нанесенными на эти товары контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка, но и без внесения информации о товарах в Банк электронных паспортов, или ее несоответствия товарам, маркированным контрольными (идентификационными) знаками, и (или) их фактическим характеристикам (описанию).

МНС по согласованию с Минфином, Минторгом и ГТК будут определять порядок не только маркировки товаров, указанных в перечнях, контрольными (идентификационными) знаками, учета, хранения, реализации, уничтожения самих контрольных (идентификационных) знаков, но и признания их недействительными.

Кроме того, п. 1 Указа № 243 дополняется нормами, согласно которым юридическим лицам и ИП будет отказано в реализации контрольных (идентификационных) знаков в случае получения налоговыми органами уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП). При этом реализованные юридическим лицам и ИП контрольные (идентификационные) знаки должны признаваться налоговыми органами по месту постановки плательщика на учет недействительными в случаях их повреждения, утери и (или) хищения, а также ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП – в части не использованных ими контрольных (идентификационных) знаков.

Для субъектов хозяйствования вводится отсрочка: не применяются меры административной ответственности за нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в отношении товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих радиочастотной маркировке, совершенное в течение 3 месяцев со дня вступления Указа № 462 в силу. НАН Беларуси до 20.02.2015 г. должна обеспечить возможности внесения в Банк электронных паспортов информации о товарах, включенных в перечень товаров, подлежащих радиочастотной маркировке.

Дмитрий КОРШУНОВ

Новый порядок выдачи книги замечаний и предложений

Постановлением Совмина от 5.11.2015 № 921 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 921), вступающим в силу с 23 января 2016 г., вносятся изменения как в форму книги замечаний и предложений, так и в порядок ее выдачи.

Принятие этого нормативного акта связано со вступлением в силу с той же даты Закона от 15.07.2015 № 306-З, которым вносятся многочисленные корректировки в Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З). В частности, согласно новой редакции п. 5 ст. 24 Закона № 300-З книга замечаний и предложений выдается, ведется и хранится в порядке, установленном Совмином. Упоминание о необходимости регистрировать этот документ в налоговом органе по месту постановки организации, индивидуального предпринимателя на учет исключается из данного законодательного акта.

В связи с этим постановлением № 921 вносятся изменения в постановление Совмина от 16.03.2005 № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 285), а также в утвержденную им форму книги замечаний и предложений. Новое название получает и утвержденное этим нормативным актом Положение о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений (далее – Положение), из которого также исключается упоминание о необходимости регистрации книги замечаний и предложений.

Соответствующие уточнения внесены в п.п. 1 и 2 постановления № 285. В частности, организация изготовления книг замечаний и предложений (далее – книги) будет осуществляться Минфином не по заявкам налоговых органов, а самостоятельно. При этом книги, изготовленные до вступления в силу Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (похоже, что их еще не полностью использовали), могут выдаваться (сейчас здесь уточняется, что выдача должна осуществляться налоговыми органами) при условии приведения их в соответствие с формой книги замечаний и предложений, утв. постановлением № 285 (в редакции постановления № 921)

Исключение из п. 2 постановления № 285 нормы, в соответствии с которой книга выдается государственным органам и иным организациям (далее – организации), индивидуальным предпринимателям за плату, размер которой устанавливается Минфином, совсем не означает, что скоро ее можно будет получать бесплатно. Просто согласно новой редакции п. 3 Положения книга выдается путем реализации организациям и индивидуальным предпринимателям РУП «Издательство «Белбланкавыд» (далее – реализующая организация) за плату, размер которой устанавливается Минфином. Напомним, что в настоящее время книга выдается организациям и индивидуальным предпринимателям налоговым органом по месту их постановки на учет на основании заявления о выдаче книги с обоснованием количества экземпляров книги и приложением документа, подтверждающего внесение оплаты стоимости книги (книг).

Справочно: в соответствии с постановлением Минфина от 29.03.2005 № 37 размер платы за книгу замечаний и предложений в настоящее время составляет 24 600 Br, а с 1 декабря 2015 г. он будет равен 40 000 Br.

Если сейчас основанием для выдачи книги (книг) является представление организацией и индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления и оплата стоимости книги (книг), а также соответствие представленного обоснования количества экземпляров книги требованиям Закона № 300-З и фактическим обстоятельствам, то согласно новой редакции п. 5 Положения таким основанием является наличие сведений об организации или индивидуальном предпринимателе в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц).

Как и в настоящее время, оплата стоимости книги (книг) производится путем перечисления требуемой суммы денежных средств в доход республиканского бюджета в соответствии с законодательством, а в случае внесения платы посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства представления документа, подтверждающего внесение платы, не требуется, поскольку факт внесения платы посредством данной системы подтверждается наличием в ней информации об оплате.

Новым в Положении является норма, согласно которой информация о книгах включается в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – электронный банк данных) в соответствии с Положением о порядке ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утв. постановлением Совмина от 6.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»:

– реализующей организацией – при выдаче книги (книг);

– налоговыми органами по месту постановки на учет организации, индивидуального предпринимателя – в случае изменения адреса места нахождения книги (книг) или признания ее (их) недействительной.

Кроме того, в новой редакции п. 7 Положения установлено, что выдача книги (книг) осуществляется организации и индивидуальному предпринимателю при предъявлении следующих документов:

– оригинала и копии платежного документа, подтверждающего оплату стоимости книги (книг);

– оригинала и копии документа, удостоверяющего служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор, или удостоверение руководителя некоммерческой организации), а также оригинала документа, удостоверяющего его личность, – при получении книги (книг) руководителем организации;

– доверенности на получение книги (книг) и оригинала документа, удостоверяющего личность, – при получении книги (книг) иным представителем организации, кроме руководителя, представителем индивидуального предпринимателя;

– оригинала и копии документа, удостоверяющего личность, – при получении книги (книг) индивидуальным предпринимателем;

– сведений об адресе места нахождения книги (книг).

Отметим, что заявление на выдачу книги, которое сейчас является обязательным и единственным документом, необходимым для ее получения, в этом списке отсутствует.

С учетом изменения порядка выдачи книги из Положения исключаются нормы, в соответствии с которыми:

– книга выдается должностными лицами налогового органа, осуществляющими учет плательщиков (иных обязанных лиц) и (или) контроль за ними (далее – должностное лицо налогового органа), которые должны ее зарегистрировать с указанием регистрационного номера книги (который выполняется полиграфическим способом и имеет буквенно-цифровой код), даты выдачи, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) и наименования должности (при наличии) лица, получающего книгу;

– факт выдачи (получения) книги удостоверяется подписями должностного лица налогового органа и лица, получающего книгу;

– при выдаче книги должностным лицом налогового органа заполняются реквизиты титульной страницы книги и проставляется оттиск печати налогового органа, а также проводится краткий инструктаж лица, получающего книгу, о порядке ее ведения и хранения.

Еще одной новацией является норма, согласно которой организация и индивидуальный предприниматель самостоятельно определяют необходимое для выдачи им количество книг в соответствии с перечнем мест реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений, утв. постановлением № 285.

В новой редакции п. 9 Положения уточнено, что новая книга выдается с соблюдением требований, указанных в п.п. 3–7 данного нормативного акта, в случаях:

1) заполнения всех страниц книги, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении. При этом реализующей организации должна быть предъявлена использованная книга;

2) порчи (повреждения, брака) книги. При обнаружении подобных фактов не позднее рабочего дня, следующего за днем их обнаружения, организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на учет представляется соответствующий акт, в котором указываются регистрационный номер книги, адрес ее места нахождения, причина порчи (повреждения, брака);

3) утраты книги;

4) хищения книги. При обнаружении такого факта в налоговый орган представляется документ, подтверждающий обращение в орган внутренних дел по факту ее хищения. В свою очередь, налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего акта либо документа, подтверждающего обращение в орган внутренних дел по факту хищения книги, передает в электронный банк данных информацию о книге с признаком «Недействительно».

В последних трех случаях новая книга выдается реализующей организацией после внесения налоговым органом в электронный банк данных информации о книге с признаком «Недействительно».

Как и сейчас, согласно п. 12 Положения книга должна вестись в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем и формой, утвержденными постановлением № 285. При этом п. 12 Положения дополняется нормами, в соответствии с которыми место нахождения книги (книг) должно соответствовать адресу ее (их) места нахождения, содержащемуся в электронном банке данных. При этом в случае изменения адреса места нахождения книги (книг) организация или индивидуальный предприниматель не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения этого места, обращаются в налоговый орган по месту постановки на учет для внесения соответствующих изменений в электронный банк данных в порядке, предусмотренном в п. 2.28 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Единый перечень).

В соответствии с уточнением, внесенным в п. 15 Положения, книга ведется до полного заполнения всех страниц, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении, после чего организации и индивидуальные предприниматели обязаны в течение 5 календарных дней обратиться в реализующую организацию (сейчас – в налоговый орган) за получением новой книги в порядке, установленном Положением.

Что касается формы книги, то из нее исключаются:

– на титульной странице книги – наименование должности, фамилия, инициалы, подпись лица, выдавшего книгу замечаний и предложений, а также указание на место, где должна быть поставлена печать налогового органа;

– на страницах книги 2–190, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении, – упоминание о месте работы (учебы) гражданина, который вносит замечание и (или) предложение.

Соответствующие изменения вносятся в п.п. 13 и 14 Положения, регламентирующие порядок ведения книги.

Кроме того, постановлением № 921 вносятся необходимые изменения в:

– Положение о порядке ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утв. постановлением Совмина от 6.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

– Единый перечень, из которого, в частности, исключается административная процедура по выдаче и регистрации книги замечаний и предложений (п. 2.30).

Кроме того, постановлением № 921 установлено, что книги замечаний и предложений, изготовленные (используемые) до вступления его в силу, реализуются (используются) до их полного расходования (заполнения всех страниц книги).

Министерству по налогам и сборам поручено в месячный срок передать РУП «Издательство «Белбланкавыд» книги замечаний и предложений, полученные до вступления в силу постановления № 921, а республиканским органам государственного управления необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим документом.

Александр ГАНАГО

Электроснабжение по новым правилам

В Беларуси с 1.02.2016 г. вступит в силу новая редакция Правил электроснабжения, регламентирующих порядок взаимоотношений потребителей электрической энергии (мощности) с электроснабжающими организациями, утв. постановлением Совмина от 23.10.2015 № 895, которые сменят действующие Правила электроснабжения, утв. постановлением Совмина от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила).

Правила в новой редакции расширили область регулирования взаимоотношений потребителей и поставщиков электроэнергии в нашей стране. Во-первых, они распространяются на заключение, исполнение, изменение, продление и прекращение договоров электроснабжения, в т.ч. с юридическими лицами и ИП, имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении блок-станции, условия снабжения и пользования электроэнергией. Они также регламентируют расчеты и организацию расчетного учета электроэнергии (мощности), включая ответственность сторон, составление графиков ограничения и отключения потребителей, введение в действие режимов ограничения подачи электроэнергии (мощности), отключение электроустановок потребителей от электрических сетей, осмотр их органом госэнергонадзора для определения возможности (невозможности) ввода в эксплуатацию либо ее продолжения, возможности (невозможности) их дальнейшей эксплуатации. Кроме того, устанавливается порядок и определяется процедура присоединения электроустановок потребителей электроэнергии (мощности) к электрическим сетям.

В этой связи введены новые и уточнены многие понятия. В частности, появился термин «безучетное потребление электрической энергии (мощности)», определяющий потребление электроэнергии (мощности) с нарушением установленных договором электроснабжения, договором электроснабжения с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), имеющим в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении блок-станцию, и (или) законодательством требований к организации расчетного учета электроэнергии (мощности) со стороны абонента, выразившимся во вмешательстве в работу средства расчетного учета электроэнергии (мощности), несоблюдении установленных законодательством сроков его метрологической поверки или необеспечении сохранности этого средства, обязанность по соблюдению или обеспечению которых возложена на абонента, а также в иных действиях абонента, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электроэнергии (мощности).

Новый термин «внутренний рынок перетоков» определяет совокупность экономических отношений между ГПО «Белэнерго» и РУП-облэнерго по купле-продаже электроэнергии, произведенной на территории Беларуси и покупаемой за ее пределами.

Впервые дано определение качеству электрической энергии – это показатели, характеризующие свойства электроэнергии, соответствующие требованиям ТНПА и (или) определенные в договоре электроснабжения, в т.ч. с владельцем блок-станции.

Существенно скорректирован порядок присоединения электроустановок юридических лиц и ИП, который в последние годы сильно тянул вниз Беларусь в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Подключение к системе электроснабжения». В 2016 г. наша страна по данному показателю поднялась на 89-е место из 189 стран (7 процедур, временные затраты 112 дней, стоимость 296,2% от дохода на душу населения). Изменения в порядке, способствовавшие ее продвижению вверх, нашли отражение в новой редакции Правил.

 

В соответствии с ними при необходимости присоединения к электрической сети новых или реконструируемых электроустановок капитальных строений (зданий, сооружений), строительных площадок юридического лица или ИП они должны подать в энергоснабжающую организацию или владельцу электрической сети заявление о выдаче технических условий на присоединение, а также (при необходимости) заявление о выдаче заключения на использование электроэнергии для целей нагрева по форме, определяемой Минэнерго, и представить другие документы, перечисленные в подп. 3.1.9.1 п. 3 постановления Совмина от 17.02.2012 № 156. РУП-облэнерго по желанию юридического лица или ИП обязано оказать услугу по технологическому присоединению их электроустановок мощностью до 250 кВА (230 кВт) включительно к электрическим сетям напряжением 0,4–10 кВ включительно, находящимся в собственности РБ и закрепленным за РУП-облэнерго, по принципу «одно окно».

Для юридических лиц и ИП упрощена схема выдачи технических условий на присоединение, в т.ч. технических условий на организацию расчетного учета электроэнергии (мощности). По их желанию технические условия выдаются местными исполнительными и распорядительными органами.

При необходимости присоединения к электрической сети электроустановок с блок-станциями в заявлении о выдаче технических условий на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети также должны содержаться сведения об основаниях для строительства блок-станции (утвержденные в установленном порядке программы, планы, решения органов госуправления). К данному заявлению прилагается (на бумажном и электронном носителях) общая пояснительная записка, содержащая следующие сведения:

– основные технические параметры и характеристики блок-станции;

– планируемые режимы эксплуатации блок-станции, объем выделяемой сбалансированной электрической нагрузки;

– перспективный годовой баланс электрической, тепловой энергии (для когенерационных и тригенерационных установок), перспективные объемы электрической энергии, выработанной блок-станцией, планируемые к поставке в электрическую сеть РУП-облэнерго, и (или) передаче обособленным структурным подразделениям владельца блок-станции, и (или) транзитному перетоку, в случаях намерения заявителя (владельца блок-станции) поставлять в электрическую сеть и (или) передавать по электрической сети РУП-облэнерго обособленным структурным подразделениям владельца блок-станции электрическую энергию, выработанную блок-станцией, и (или) осуществлять ее транзитный переток с разбивкой по расчетным периодам (месяцам);

– технологические особенности параллельной работы блок-станции с энергосистемой (под единым оперативно-диспетчерским управлением).

Подготовленные организацией, не входящей в состав ГПО «Белэнерго», технические условия подлежат согласованию с филиалом «Электрические сети» РУП-облэнерго, его структурным подразделением.

Правила в новой редакции содержат полный перечень документов, необходимых для подключения электроустановок юридических лиц и ИП к электрической сети. В энергоснабжающую организацию или владельцу электрической сети помимо заявления предоставляются:

– разделы проектной документации на наружные и внутренние сети и системы в части электроснабжения, внутреннее инженерное оборудование в части электрооборудования, электроосвещения, включающие все необходимые расчеты и сведения (на бумажном и электронном носителях);

– копия акта технической готовности электромонтажных работ;

– сведения об организации эксплуатации электроустановок;

– нормы расхода электроэнергии на производство единицы продукции (работ, услуг) или предельные уровни потребления электроэнергии, утвержденные в установленном порядке (в случаях, предусмотренных законодательством);

– письменная заявка о договорных величинах активной мощности и электропотребления с разбивкой по расчетным периодам (месяцам);

– инструкция, определяющая режимы эксплуатации блок-станции (в случае присоединения к электрической сети электроустановок с блок-станцией);

– программа подключения блок-станции к электрической сети для параллельной работы с энергосистемой (под единым оперативно-диспетчерским управлением) (в случае присоединения к электрической сети электроустановок с блок-станцией);

– копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на объект электроснабжения или земельный участок, на котором планируется расположить объект электроснабжения (в случае, когда технические условия выдавались в составе разрешительной документации на строительство), копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на объект электроснабжения (в случае смены собственника (владельца) объекта электроснабжения, если это не требует изменения категории по надежности электроснабжения, увеличения разрешенной к использованию мощности, изменения точек присоединения);

– документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При необходимости подключения к электрической сети РУП-облэнерго электроустановок с блок-станциями утвержден перечень документов, которые необходимо предоставить дополнительно. В их числе: письменная заявка о договорных величинах активной мощности и электропотребления с разбивкой по расчетным периодам (месяцам) по обособленным структурным подразделениям владельца блок-станции при необходимости передачи им электроэнергии, выработанной блок-станцией, по электрическим сетям РУП-облэнерго; график поставки (для целей продажи) в электрическую сеть РУП-облэнерго электроэнергии, выработанной блок-станцией (за исключением блок-станций, работающих на возобновляемых источниках энергии), с разбивкой по расчетным периодам (месяцам) и по зонам суток (ночные часы минимальных нагрузок энергосистемы – с 23.00 до 6.00, часы суточных максимумов нагрузки энергосистемы и остальное время суток) в случаях намерения заявителя (владельца блок-станции) поставлять (для целей продажи) в электрическую сеть РУП-облэнерго электроэнергию, выработанную блок-станцией. Для целей продажи также необходимо предоставление документов, подтверждающих выработку блок-станцией электроэнергии в режиме когенерации и (или) тригенерации (за исключением блок-станций, работающих на местных видах топлива, возобновляемых источниках энергии и вторичных энергетических ресурсах).

Новая редакция Правил дополнена нормами, регламентирующими основания для отказа в подключении электроустановок потребителей к электрической сети. Ими являются случаи, установленные в ст. 25 Закона «Об основах административных процедур». Кроме того, такими основаниями являются: выдача органом госэнергонадзора акта осмотра электроустановок с заключением о невозможности их ввода в эксплуатацию; отсутствие у юридического лица, ИП правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объект электроснабжения или земельный участок, на котором планируется расположить объект электроснабжения; ряд других случаев с выдачей соответствующего документа. При этом внесенная юридическим лицом или ИП плата за осуществление административной процедуры по подключению электроустановок к электрической сети возврату не подлежит.

Значительные изменения претерпели главы Правил, регламентирующие договорные отношения в сфере электроснабжения. В число существенных условий договора электроснабжения дополнительно включены обязанность абонента (за исключением бюджетных организаций) при каждом открытии текущего (расчетного) банковского счета оформлять в обслуживающем абонента банке заявление об акцепте платежных требований, выставляемых энергоснабжающей организацией в соответствии с условиями этого договора и Правилами, а также оплата абонентом электрической энергии (мощности), потребленной сверх объемов, предусмотренных договором электроснабжения, в порядке, установленном в п.п. 90 и 93 Правил.

Коррективы внесены в порядок и условия формирования и реализации договорных отношений между РУП-облэнерго и владельцами блок-станций на поставку (для целей продажи) в электрическую сеть РУП-облэнерго электроэнергии, произведенной блок-станциями и передачу указанной энергии по электрической сети РУП-облэнерго. Для договора электроснабжения с владельцем блок-станции установлены дополнительные требования к существенным условиям, включая обязанность владельца блок-станции подчиняться единому оперативно-диспетчерскому управлению в соответствии с командами диспетчерской службы РУП-облэнерго в порядке, определяемом положением о взаимоотношениях РУП-облэнерго и владельца блок-станции по единому оперативно-диспетчерскому управлению, в т.ч. обязанность владельца блок-станции выполнять графики электрических нагрузок, задаваемые диспетчерской службой РУП-облэнерго.

При намерениях владельца блок-станции передавать своим обособленным структурным подразделениям собственную электроэнергию по электрической сети РУП-облэнерго перечень существенных условий договора электроснабжения расширяется за счет новых требований, в числе которых – обязанность владельца ежегодно до 1 ноября согласовывать с РУП-облэнерго на очередной год график передачи обособленным структурным подразделениям владельца блок-станции электрической энергии, выработанной блок-станцией, по электрической сети РУП-облэнерго с разбивкой по расчетным периодам (месяцам). Особенности существенных условий договоров электроснабжения установлены и при намерениях владельца блок-станции осуществлять транзитный переток своей электроэнергии. Они включают порядок, форму расчетов, сроки оплаты технологического расхода электроэнергии на ее транзитный переток в электрической сети РУП-облэнерго, доли затрат (пропорционально объему транзитного перетока), связанных с эксплуатацией транзитного участка электрической сети РУП-облэнерго, способ и условия контроля за объемами поставленной в электрическую сеть РУП-облэнерго для целей транзитного перетока электроэнергии с указанием средств ее расчетного учета, другие требования.

Уточнен порядок расчетов за электроэнергию (мощность) с юридическими лицами и ИП. В соответствии с ним расчеты за электроэнергию абоненты (кроме садоводческих товариществ, гаражных, дачных кооперативов, товариществ собственников и ряда других потребителей) должны производить в форме предоплаты платежными поручениями в объеме и сроки, предусмотренные договором электроснабжения, договором электроснабжения с владельцем блок-станции и законодательством, а именно:

– промышленные и приравненные к ним абоненты с присоединенной мощностью 750 кВА и более – в объеме оплаты 1/3 договорной величины электропотребления на расчетный период;

– остальные абоненты – в объеме оплаты договорной величины электропотребления на расчетный период.

При безучетном потреблении электроэнергии (мощности), подтвержденном актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии представителя абонента по форме, определяемой Минэнерго, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты последнего достоверного снятия и регистрации показаний средств расчетного учета представителем энергоснабжающей организации либо со дня предыдущей проверки средств расчетного учета, в т.ч. измерительных трансформаторов тока (напряжения), если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), по тарифам, действующим на момент составления акта. В случае отказа представителя абонента от подписи акта в нем производится соответствующая отметка. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) абоненту, а второй – хранится у энергоснабжающей организации.

При нарушении срока метрологической поверки средства расчетного учета отклонения в показаниях такого средства считаются допустимыми и не влекут перерасчета, если они не превышают норм погрешностей средства расчетного учета после проведения его поверки. Если после поверки средства расчетного учета будет установлено, что необходимо произвести перерасчет, такой перерасчет осуществляется при выписке очередного платежного документа.

Новая редакция Правил дополнена нормой, предписывающей гражданам (абонентам), использующим электроэнергию для целей предпринимательской деятельности, требование заключения с энергоснабжающей организацией договора электроснабжения, предусматривающего расчеты за потребляемую электроэнергию по соответствующей тарифной группе в порядке, определенном Правилами для юридических лиц и ИП.

Михал СТЕЛЬМАК