МАРКЕТИНГ С МИНУСОМ©
С 3 июля организации госсектора осуществляют закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно порядку, установленному постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229. Что и как закупается по новым правилам, выяснял обозреватель «ЭГ».С 3 июля организации госсектора осуществляют закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно порядку, установленному постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229. Что и как закупается по новым правилам, выяснял обозреватель «ЭГ».
Сведения о закупках за счет собственных средств может узнать любой: Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен стал размещать их в информационной системе «Тендеры» в открытом доступе. Среди предметов закупок — компьютеры, тензометрические датчики, реле давления, станки, бутылки ПЭТ, картон, картофель, хлеб, рыба. Закупаются также услуги и работы — зачистка мазутных емкостей и утилизация отходов, внутренняя отделка бань, техническое перевооружение предприятия, капремонт оборудования и т.п.
Объемы средств, направляемых на их приобретение, довольно сильно разнятся. Например, ОАО «Дятловская сельхозтехника» требуется станок токарно-винторезный OPTI D 560x1500 — DPA (Германия) или его аналог ориентировочной стоимостью 250 млн. Br, ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» — 180 комплектов бруса из твердолиственных пород деревьев для стрелочных переводов за 15,1 млрд. Br, ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» — оборудование для обработки и переработки молока за 10 млн. EUR.
А вот сколько намерено заплатить РУП «Учхоз БГСХА» за оборудование, монтаж, пуско-наладку нужного ему оборудования и услуги по обучению персонала заказчика, общественность не узнает. В размещенном предприятием приглашении к участию в открытом конкурсе ориентировочная стоимость не указана.
Впрочем, этот вопрос не регламентирован постановлением № 229, а потому говорить о нарушении его требований не приходится. Получается, что госорганизации вправе указывать или «скрывать», какие суммы направляются на закупки. Впрочем, как правило, «секретничают» они не из любви к таинственности, а из-за плохой осведомленности о рыночных ценах приобретаемых товаров. Тщательная подготовка заданий на закупку требует проведения качественных маркетинговых исследований соответствующих рынков. Для многих организаций это большая проблема, в т.ч. из-за отсутствия обособленных подразделений по закупкам или хотя бы отдельных специалистов.
Иногда же данные о стоимости «засекречиваются» вполне сознательно. Например, согласно п. 4 порядка закупок ОАО «Беларуськалий», размещенного в ИС «Тендеры», сведения, содержащиеся в плане закупок и их ориентировочная стоимость являются коммерческой тайной заказчика и не подлежат разглашению. Более того, лица, уличенные в разглашении информации о закупках ОАО, будут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Отнесение ориентировочной стоимости закупок к коммерческой тайне встречается нечасто. Скажем, другие предприятия, в т.ч. ОАО «МАЗ», «БелАЗ», «БМЗ», а также сотни других крупных, средних и мелких субъектов хозяйствования, в своих приглашениях, размещенных в ИС «Тендеры», указывают финансовые ориентиры для потенциальных поставщиков. На наш взгляд, это больше отвечает духу постановления № 229, ставит закупки за счет госсредств под общественный контроль и вряд ли повредит коммерческим интересам предприятий.
Конкуренция является наилучшим регулятором цен, считают в ОАО «Минский моторный завод». Здесь не делают тайны из ориентировочной стоимости компьютеров, которые предприятие намерено закупить по процедуре запроса ценовых предложений: 460 млн. Br за 100 единиц. Откликнулось 30 потенциальных поставщиков, но после изучения предварительных документов свои ценовые предложения направили только 14 компаний, рассказал «ЭГ» заместитель начальника отдела автоматизированных систем управления ММЗ Леонид Трухан. В настоящее время эти предложения оцениваются в соответствии с установленными критериями и принятом на предприятии порядком. Победитель и его цена будут названы чуть позже, однако уже сейчас очевидно, что она будет соответствовать нижнему уровню цен конкурентов.
В сегменте специализированных товаров заказчикам приходится ориентироваться на цены поставщиков. Например, ОАО «Медпласт» объявил открытый конкурс по выбору поставщика 40 т полиэтилена НД при ориентировочной стоимости 760 млн. Br. Однако заранее известно, что реальной конкуренции здесь не предвидится: единственный производитель этого материала находится в России, пояснил «ЭГ» начальник отдела маркетинга и материально-технического снабжения «Медпласта» Вячеслав Ситников. Спрос на полиэтилен НД очень ограничен, новые его производители на рынке не появляются, так что российская компания может поднимать цены по 2–3 раза в год.
Единственный способ уйти от диктата монополиста — заменить материал более доступными аналогами. Но над этим еще придется поработать.
Михал СТЕЛЬМАК