$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Маркетинг и проблемы языкознания

05.03.2010

Предприятия, подчиненные отраслевым и местным органам госуправления, обязаны до 1 апреля 2010 г. радикально изменить кадровую политику формирования внешнеэкономических и маркетинговых служб. Такое решение содержится в постановлении Совмина от 26.02.2010 № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб».

До 15 марта субъекты хозяйствования должны пересмотреть структуру этих служб и оценить возможность увеличения их кадровой численности.

Руководители и специалисты, вновь принимаемые в данные службы, должны иметь высшее профильное образование по специальностям внешнеэкономической, маркетинговой, логистической деятельности, международному праву и международным отношениям и подтверждение владения иностранными языками. Этим специалистам придется отныне совершенствовать свои лингвистические навыки не реже одного раза в три года.

До 1 августа предписано провести внеочередную аттестацию работников внешнеэкономических и маркетинговых служб предприятий и при необходимости изменить их структуру до конца года. До аттестации может быть организована проверка знаний работников по тематике внешнеэкономической деятельности и иностранных языков с привлечением преподавателей профильных вузов. Тем, кто будет признан не соответствующими занимаемой должности, предписано помочь с трудоустройством.

Оксана КУЗНЕЦОВА
 
 

Мнение специалиста

Анатолий Акантинов, председатель ОО «Гильдия маркетологов»:

— Основными проблемами внедрения маркетинга на предприятиях я считаю ограничения в конкуренции, недостаточность развития частной собственности, отсталость мышления директоров госпредприятий. Постановление № 284 этих проблем не решает. Сегодня руководитель является генератором всех процессов на предприятии, поэтому я начал бы с аттестации директоров по вопросам маркетинга, а потом уже остальных сотрудников.

Из текста постановления непонятно, кто будет контролером и создателем методологии маркетинга, что станет критерием его качества. Высшее профильное образование — далеко не все. Многие специалисты переквалифицировались в маркетологи из других специальностей, но опыт и понимание специфики своих предприятий позволяет им работать весьма успешно. А вот об иных недавних выпускниках вузов этого сказать пока нельзя. Зато сочетание опыта и молодости способно сыграть решающую роль в успехе маркетинговых служб. А потому при отсутствии профильного образования было бы целесообразнее направлять людей на курсы по переподготовке, чем увольнять их.

Необходимо также решить вопросы методологии аттестации служб ВЭД и маркетинга, способов их реструктуризации. Ведь уровень специалистов и схемы работы должны соответствовать уровню конкурентной борьбы на рынке и специфике отрасли.

Вряд ли решит проблему привлечение преподавателей вузов, большинство из которых являются теоретиками. В образовательный процесс следует активнее привлекать практиков, иностранных специалистов, проводить стажировки наших работников за рубежом.

Открытые конкурсы на замещение должностей внешнеэкономических и маркетинговых служб — это, конечно, хорошо. Но сделать это при наличии значительного дефицита опытных специалистов затруднительно. Да и откуда им взяться, когда у нас столько лет избегали конкурентной борьбы? Считанные единицы нашли себя в этой профессии, но они и так работают в достойных компаниях. А подготовка новых — дело долгое.

В заключение замечу, что следует быть осторожными в использовании административных инструментов при внедрении маркетинга. Госучреждения должны актуализировать работу подведомственных субъектов в этом направлении и помочь в решении существующих проблем. Маркетинг, как и любой иной рыночный инструмент, нельзя внедрять насильно. Сначала необходимо создать условия для его эффективного использования, а это крайне затруднительно в среде, где развитие подчинено достижению показателей, действуют ограничения на присутствие продукции на полках магазинов, а приватизация идет формально. Но некоторые перемены уже очевидны. Формируя конкурентную среду внутри страны, мы создаем тренировочную базу для более удачной конкуренции на внешнем рынке.