$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МАНЯЩИЕ И ОПАСНЫЕ

16.05.2008

Депутаты Палаты представителей Национального собрания одобрили в среду Декрет Президента от 20.03.2008 № 5. Как заявил, выступая в парламенте, первый заместитель министра финансов Андрей Харковец, этот документ направлен на устранение факторов, сдерживающих развитие рынка корпоративных ценных бумаг и облигаций, путем формирования эффективной системы налогообложения, создания условий, позволяющих предприятиям самостоятельно привлекать инвестиционные ресурсы.

Реализация Декрета будет способствовать развитию процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций, снижению нагрузки на бюджет и банковскую систему, уверен А.Харковец. Однако снижения ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24% и льготы по этому налогу по сделкам с облигациями, выпущенными за период с 1.01.2008 г. по 1.01.2013 г., еще недостаточно, чтобы активизировать выпуск этих ценных бумаг. Пока ввязываться в столь хлопотное дело готовы немногие.

Так, на конференции на Белорусской валютно-фондовой бирже 14 мая заместитель директора департамента по ценным бумагам (ДЦБ) Минфина Валерий Кулаженко констатировал, что многие потенциальные эмитенты опасаются выпуска корпоративных облигаций как инструмента привлечения ресурсов. Например, сотрудники предприятий концерна «Белнефтехим», Минэнерго, Минпрома честно признались в своих сомнениях специалистам департамента.

В частности, «предприятия Белнефтехима в большинстве своем не настроены выпускать облигации, им этот инструмент неинтересен», — отметил В.Кулаженко. Ведь «кредиты они берут под минимальную ставку — около 9% годовых, а при размещении облигаций ставка доходности может составить 12-14% годовых, и это делает инструмент непривлекательным для эмитентов». К тому же действующая в Беларуси система льготных кредитов и госсубсидий не оставляет потенциальному эмитенту выбора.

В числе возникающих проблем В.Кулаженко также подчеркнул техническую неготовность ряда профучастников и банков, в т.ч. крупных, к работе с эмитентом по организации выпусков корпоративных облигаций. На подготовке к выпуску облигаций сказывается отсутствие практического опыта эмитентов по привлечению инвесторов. По мнению В.Кулаженко, на данном этапе именно поиск инвесторов для эмитентов должен стать основной задачей профучастников рынка ценных бумаг наряду с техническим содействием при подготовке размещения. Между тем он подчеркнул высокую заинтересованность ряда компаний выпускать облигации. «Некоторые готовы хоть завтра выпустить облигации. Если им помогут».

Собственно говоря, руку помощи таким энтузиастам департамент по ценным бумагам уже протянул, выпустив во исполнение поручения Совмина от 28.01.2008 № 11/225-151 Рекомендации по применению инструментов фондового рынка для привлечения инвестиций предприятиями реального сектора экономики. Но от изучения теории до ее воплощения в жизнь может уйти еще немало времени и денег. Ведь эмиссия ценных бумаг — дело не дешевое. Например, по оценке заместителя директора департамента ценных бумаг ОАО «АСБ Беларусбанк» Бориса Фридмана, организационные затраты белорусского эмитента на выпуск облигаций могут достигать 0,54-1,27% от объема эмиссии. По крайней мере столько возьмет за такую услугу сам Беларусбанк. Именно комиссионное вознаграждение организатора, по мнению Б.Фридмана, составит основную часть технических затрат эмитента. При этом размер комиссионных зависит от суммы эмиссии — чем она больше, тем меньше размер комиссионных. Так, при общем объеме размещения 1 млрд. Br (минимально целесообразный объем эмиссии) комиссионные составят 1%. А эмиссия на сумму меньше миллиарда и вовсе будет нецелесообразна. Кроме того, эмитент также должен будет уплатить незначительные суммы в виде платы за регистрацию выпуска, ведение реестра, платежного обслуживания, биржевого сбора и комиссионных брокера.

Другая проблема — инвесторы, которые будут вкладывать деньги в облигации (если их все-таки начнут выпускать). В.Кулаженко признал, что в настоящее время в Беларуси не существует института коллективных инвесторов из-за отсутствия законодательной базы. Правда, ее создание предусмотрено Программой развития фондового рынка на 2007-2009 гг., утвержденной постановлением Совмина и Нацбанка от 21.01.2008 № 78/1. Представитель Минфина пообещал, что проект закона об инвестиционных фондах появится к концу года. Причем его ждет публичное обсуждение: департамент приглашает профучастников рынка принять активное участие в подготовке законопроекта.

Кроме того, рассматривается возможность взаимного допуска ценных бумаг со странами ЕврАзЭС и СНГ. В частности, этот вопрос будет рассматриваться 23 мая на заседании Совета руководителей регуляторов фондовых рынков СНГ и ЕврАзЭС в Алма-Ате. По словам В.Кулаженко, потенциальных иностранных инвесторов в белорусские ценные бумаги весьма волнует, как выводить заработанные деньги из Беларуси. Если иностранные покупатели согласны открывать счета «депо» в нашей стране, то корреспондентские отношения с депозитариями других стран, в частности, Литвы и Польши, еще предстоит устанавливать. К тому же, по мнению заместителя правления БВФБ Сергея Тинникова, в связи с более высоким уровнем развития фондовых рынков сопредельных стран в Беларуси «удержать эмитента на своем рынке будет очень трудно». Конкурентные и развитые рынки в других странах СНГ выглядят пока гораздо привлекательнее…


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях