Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
19.05.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Малый» сектор растет быстро

Но силы набирает медленно

Минэкономики обнародовало итоги развития малого предпринимательства в 2008 г. Всего его стараниями сформировано 9,3% ВВП страны, что на 1 процентный пункт больше, чем в 2007 г. Рост достигнут и по некоторым другим показателям, правда, пока его стоит отнести скорее к количественному, чем к качественному.

В 2008 г. на долю «малых» пришлось 8,4% от объема промышленного производства (в 2007 г. — 7,6%), 19,9% розничного товарооборота (11,2%), 16,7% внешнеторгового оборота (15,2%). Удельный вес выручки юридических лиц вырос на 2,6 п.п. до 20,7%. В 2,1 раза по сравнению с 2007 г. увеличен объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, а доля средств иностранных инвесторов — в 1,7 раза, сообщает пресс-служба Минэкономики.

Количество малых предприятий приросло на треть, до 68 тыс. Среднесписочная численность работников на них составила 535,7 тыс. человек (429 тыс. в 2007 г.). Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1.04.2009 превысило 216 тыс.

«Совершенствование процедур регистрации, меры поддержки предпринимательства дали плюс, такого прироста количества малых предприятий у нас еще не было, — прокомментировала данные Минэкономики главный консультант совместного проекта ПРООН и Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова. — В то же время существенного усиления роли предпринимательства в экономике не наблюдается. Количественный рост пока не перешел в качественный. Доля в ВВП изменилась мало. Настораживает и то, что из 68 тыс. организаций на начало 2009 г. не работало около 7 тыс., или более 10%».

Рост внешнеэкономического оборота в основном основывался на импорте, а также сопровождался значительным увеличением доли розничного оборота. Такая тенденция стимулировала ввоз в страну потребительского импорта.

В то же время в 2008 г. сохранялся ряд факторов, препятствующих более активному проникновению малого предпринимательства в различные секторы экономики, считает Т.Быкова. Так, в строительстве значительная часть жилья возводится за бюджетные средства с участием государственных организаций. В сельском хозяйстве основной фактор сдерживания — сложности с получением земли в частную собственность и субсидирование крупных сельхозорганизаций. Относительно конкурентными сферами остаются транспорт и потребительские виды услуг. Однако последние сильно зависят от платежеспособности населения, которая на фоне нынешнего кризиса упала, уменьшив возможность роста в этом сегменте.

Еще одна негативная особенность — предпринимательство по-прежнему не вкладывает деньги в долгосрочные проекты, предпочитая работать на «коротких» оборотах. Вложения в производство, и даже в основные фонды торговых организаций делаются неохотно. Во многом это вызвано тем, что основная масса субъектов хозяйствования работает на арендованных площадях. Есть проблемы как со стоимостью, так и продолжительностью арендных отношений, а это формирует дополнительные риски для бизнеса. Привязка ставок к евро на фоне девальвации увеличила издержки. Вкупе с падением платежеспособного спроса это грозит свести на нет положительную динамику финансовых показателей малого и среднего бизнеса. В 2008 г. рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) достигла 17,1% против 13,7% годом ранее.

Неоднородной остается отраслевая структура предпринимательства. Наибольшее количество предприятий зафиксировано в торговле и общественном питании — 42,5%, промышленности — 21%, строительстве — 9,6%, транспорте — 8,7%, сельском хозяйстве — лишь 3,5%.

По-прежнему неравномерно распределен малый бизнес территориально. Основная его часть сконцентрирована в Минске и Минской области (38,3% и 15,1% предприятий соответственно).

«Развитие предпринимательства было в различных странах смыслом экономических реформ. А мы пока даже такую формулировку не ставим, считая, что малый и средний бизнес — это что-то вроде хобби», — сетует председатель Бизнес-союза им. Кунявского Георгий Бадей. Основной упор, в т.ч. во время кризиса, делается на валообразующие предприятия. В результате удельный вес малого бизнеса в нашей экономике по-прежнему значительно ниже, чем в Китае или странах Западной Европы, где он формирует 50 и более процентов ВВП.

По мнению Г.Бадея, успех движения на этом пути будет зависеть от системной работы, ведь до сих пор малый бизнес в Беларуси развивался стихийно. «Надо не просто ждать, когда кто-то придет и зарегистрируется, а проводить организационную работу, учебу, популяризовать малый бизнес, определять приоритеты, стимулировать», — убежден глава союза им. Кунявского.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений