$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Малый бизнес привлекут к экспорту

16.05.2008

Задействовать потенциал малого и среднего бизнеса в деле роста белорусского экспорта намерено правительство. Для этого Минэкономики поручено разработать Стратегию развития экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 гг.

Пока не известно, какие стимулирующие меры войдут в окончательный вариант документа, однако сам факт такой постановки вопроса в предпринимательской среде оценивают положительно. «Очевидно, что ориентация только на экспорт нефти и нефтепродуктов проходит и приходит понимание того, что мы должны диверсифицировать экспорт и прежде всего ориентировать его на наши внутренние ресурсы», — оценил ситуацию председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С.  Кунявского (БСПН) Георгий Бадей. По его словам, Минэкономики обратилось к БСПН с просьбой представить свои предложения в разрабатываемый документ. Основным посылом при разработке такой стратегии должно стать понимание того, что в условиях отсутствия природных богатств наши главные внутренние ресурсы — это люди и их интеллектуальный потенциал, считает глава предпринимательского объединения.

«Если говорить о развитии экспорта малым и средним бизнесом, то в первую очередь необходимо вести речь о стимулировании развития производственного предпринимательства», — считает Г.Бадей. Напомним, что именно на производственный бизнес нацеливает частную инициативу и правительство страны. При этом препоны для развития именно этого сектора бизнеса, на которые неоднократно обращали внимание и сами предприниматели, и эксперты бизнес-ассоциаций, никто не ликвидирует. Тот же БСПН направлял в адрес правительства письмо о проблеме доступа предприятий частного сектора к квотируемым сырью и материалам (мясо, молоко, лесоматериалы, цемент), но «воз и ныне там».

По мнению экспертов БСПН, немаловажным отрицательным фактором для развития вообще и экспорта в частности является «высокая налоговая нагрузка и фискальная политика налоговых и других контролирующих и местных органов». Такая проблема, в общем-то, актуальна для всего реального сектора.

Свою негативную роль играет и общая ориентация государства на работу с валообразующими госпредприятиями. В предложениях, направленных в адрес разработчика стратегии, эксперты БСПН обращают внимание на отсутствие в нашей стране инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малых предприятий и предлагают включить в план мероприятий по реализации стратегии меры по ее развитию. Они подчеркивают, что инициатива предприятий по продвижению на внешний рынок сковывается ограничениями расходов (нормами отнесения на себестоимость) на консалтинговые услуги и рекламную деятельность. В связи с этим предлагается вышеупомянутые ограничения отменить, а кроме того, оказать господдержку «малым» компаниям при участии в международных выставках и ярмарках.

В бизнес-ассоциации считают, что предприятия-экспортеры нужно «пометить», для чего предлагается ввести в законодательство понятие «экспортно-ориентированное предприятие». Поскольку малый бизнес в большинстве своем не в состоянии в одиночку выпускать сложную, с большой долей добавленной стоимости продукцию, то, по мнению экспертов БСПН, имело бы смысл организовать малые предприятия в экспортно-ориентированные кластеры. Их основой должны стать специализированные организации, работающие по кооперации, в т.ч. со средними и крупными компаниями. «Следовало бы создать механизмы стимулирования деятельности этих кластеров, в т.ч. разработки технической документации, производства комплектующих, сборки, обкатки и сертификации готовых изделий; маркетинг и техническое обслуживание конечной продукции», — отмечается в письме БСПН, направленном в адрес Минэкономики. Эксперты союза считают, что такие кластеры должны иметь нулевую ставку по таможенным пошлинам и ввозному НДС на импортируемые сырье и материалы. Также для них стоило бы установить пониженные ставки (50%) налога на прибыль и НДС на комплектующие изделия, поставляемые на экспорт в составе конечной продукции.

В ходе заседания функционального совета по конкурентоспособности, развитию внешнеэкономических связей и экспорта, обсуждавшего предложения БСПН, прозвучало, что серьезные проблемы при экспорте малым и средним создает требование возврата валютной выручки в течение 90 дней. Глава функционального совета и генеральный директор известного белорусского предприятия-экспортера «Милавица» Дмитрий Дичковский уточнил, что в практике мировых торговых сетей 120-150 дней оформления внешнеэкономической сделки, а это значит, что «мы со своей продукцией туда никогда не попадем». Серьезными финансовыми потерями оборачивается для малых предприятий и оплата продления этого срока и тем более штраф в размере неполученной выручки за то, что она не получена. Если крупные предприятия уже пережили «ломку» из-за необходимости получать из России подтверждение уплаты НДС тамошним партнером, то для малых и средних она продолжает сохранять свою актуальность, отмечали участники ВЭД из их числа.

Производители сетовали на то, что в нашей стране нет системной информации о том, кто, что и где у нас производит (если речь не идет об известных всем больших госпредприятиях), что создает преграды для кооперации, в т.ч. экспорто-ориентированной. В связи с этим предлагается создать соответствующий специализированный сайт.

Почти все предложения БСПН Минэкономики включило в проект плана мероприятий на 2008 г. по реализации Стратегии развития экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, сообщила принимавшая участие в заседании функционального совета консультант Департамента по предпринимательству Минэкономики Татьяна Дорофеева. Кроме того, по информации «ЭГ», среди намерений в проекте плана отмена таможенного оформления образцов материалов и фурнитуры незначительной стоимости, которые белорусские экспортеры получают от своих зарубежных поставщиков; изменение законодательства с тем, чтобы частные компании могли получить доступ к средствам инновационных фондов. Как вариант «упрощения порядка подтверждения факта экспорта в РФ» предлагается рассмотреть «возможность для белорусских экспортеров применения нулевой ставки НДС при работе с контрагентами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с национальным законодательством».

Остается напомнить, что все вышеизложенное — это и чаяния бизнеса, и предложения Минэкономики. Как к ним отнесутся другие министерства и правительство, покажет время.

Валентина ВЕШТОРТ