Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАЛЫЙ БИЗНЕС ПОД ФЛАГОМ ООН

Созданием благоприятных условий для развития предпринимательства в Беларуси занимается немало организаций - государственных и общественных. Наряду с Министерством экономики и входящим в него департаментом по предпринимательству, Советом по развитию п...
Созданием благоприятных условий для развития предпринимательства в Беларуси занимается немало организаций - государственных и общественных. Наряду с Министерством экономики и входящим в него департаментом по предпринимательству, Советом по развитию предпринимательства, а также непосредственно бизнес-ассоциациями немалую лепту в поддержку малого бизнеса вносит и Программа развития ООН (ПРООН). Начиная с 1997г. эта авторитетная международная организация реализует различные проекты технической помощи по развитию бизнеса, благодаря которым в Беларуси появились или появятся в скором времени первые бизнес-инкубаторы, кредитные союзы, институты микрокредитования.

В марте завершился очередной совместный проект правительства и ПРООН "Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государственного и частного сектора в Беларуси". О том, какие результаты достигнуты проектом, корреспонденту "НЭГ" рассказала координатор проектов ПРООН по экономике, социальной сфере и предпринимательству, кандидат экономических наук Людмила ИСТОМИНА.

- Людмила Александровна, довольны ли вы итогом трехлетней работы?

- Да, вполне. Практически все, что было запланировано в рамках проекта, удалось выполнить. Продолжая традиции предыдущего проекта, развивалась белорусская модель "бизнес-инкубации". Сделан первый шаг в развитии самозанятости сельского населения. Совсем недавно был открыт первый в стране центр поддержки сельского предпринимательства в деревне Комарово Мядельского района Минской области, основной задачей которого станет предоставление комплекса консультационных услуг по созданию и ведению малого бизнеса (см. подробнее в "НЭГ" № 1 за 2005г. - прим. ред.). Но наибольшим достижением проекта все-таки можно по праву считать консолидацию усилий государственных органов, ведущих бизнес-ассоциаций, международных организаций, а также представителей парламента и академических институтов по пре-одолению излишних административных барьеров, возникающих на пути  бизнеса. Раньше предпринимательские объединения с этим явлением боролись фактически поодиночке, и эффективность соответственно была невысокой. В рамках проекта не только удалось "усадить всех за один стол", создав Консультативный совет, но и предложить действенный механизм использования экспертного потенциала предпринимательских союзов и исследовательских институтов для подготовки конкретных рекомендаций  по изменению правовой среды развития бизнеса в стране. Многие вопросы, которые позже выносились на обсуждение правительственной комиссии по развитию частного сектора, "проходили обкатку" в жарких спорах на заседаниях Консультативного совета. Можно считать положительным результатом уже то, что тема "административных барьеров" была системно изучена, опираясь преимущественно на опыт соседних стран, вынесена на всеобщее обсуждение и нашла понимание на самом высоком уровне. Уже после завершения проекта слышала сожаления по поводу прекращения деятельности Консультативного совета  - уникальной диалоговой площадки, позволившей взглянуть на многие проблемы объективно, непредвзято, учитывая мнения множества сторон. Но не будем говорить на эту тему в прошедшем времени. Проект содействовал принятию постановления правительства №819 от 7.07.2004г., согласно которому проекты постановлений Совета Министров по вопросам предпринимательской деятельности должны согласовываться с Советом по развитию предпринимательства. Тем самым проект, можно сказать, позаботился о создании преемника в этой области - института, который продолжит профессиональную экспертизу законодательных актов на стадии их согласования, что значительно улучшит  прозрачность процесса принятия решений и учтет мнения самих предпринимателей.

- Проектом предусматривалось разработать механизм деятельности кредитных гарантийных фондов для малого предпринимательства и даже создать такие структуры в стране. Насколько продвинулась работа в этом направлении?

- Прежде всего хочу заметить, что первый опыт предоставления микрокредитов в 1999-2000 годах показал, что для малого бизнеса отсутствие залога является основным препятствием, затрудняющим доступ к финансово-кредитным ресурсам. По этой причине отклоняются около 90% кредитных заявок. Вместе с тем мировой опыт подсказывает, что финансовые услуги можно сделать значительно более доступными через фонды предоставления гарантий. Поэтому деятельность проекта в этом направлении можно считать продолжением развития микрокредитования. Для появления  гарантийных фондов создана вся необходимая нормативно-правовая база, которая проходит пилотное тестирование в Бресте, где сейчас создается первый такой фонд.

Насколько успешным будет распространение этого опыта, покажет время. Программа развития ООН будет продолжать оказывать содействие развитию так называемых небанковских услуг, расширяющих возможности микрокредитования и кредитной кооперации.

- Какие еще социально-экономические проекты реализуются сегодня под флагом ООН?

- Вашим читателям хорошо известен Белорусский экономический журнал, который издается в рамках одного из проектов ПРООН. Уже второй год под эгидой этого издания проводятся  международные конференции, конкурсы молодых ученых-экономистов, действуют электронные форумы-дискуссии по актуальным проблемам социально-экономического развития. На протяжении нескольких лет мы успешно сотрудничаем с Комитетом по науке и технологиям и Академией наук по улучшению инновационного предпринимательства, для чего создан центр трансфера технологий.

С 2003г. в нашей стране осуществляется совместный с Министерством труда и социальной защиты проект по предотвращению роста бедности. Благодаря проекту проведен ряд уникальных исследований, изучен и адаптирован опыт соседних стран в области совершенствования социальной политики. В ближайших планах - разработка рекомендаций по основным направлениям национальной стратегии борьбы с бедностью.

- Проблема бедности для нашей страны очень актуальна?

- Бедность как социально-экономическое явление присуща любой стране, в т.ч. и Беларуси. Если в стране есть хотя бы один бедный человек, то об этом следует говорить, проблему следует изучать, совершенствовать методику оценки бедности. Ведь за ней - не просто недостаток денег, а отсутствие необходимых возможностей, позволяющих человеку прожить долгую, здоровую и творческую жизнь.

По сравнению с другими странами с переходной экономикой у нас зафиксирован один из наиболее низких показателей бедности. Поэтому мы делаем акцент на превентивных мерах, которые могут способствовать снижению социальных рисков при проведении индустриальной и аграрной реформы. В этой связи малые города, где имеются так называемые градообразующие предприятия, относятся, по нашему мнению, к наиболее уязвимой группе. Реструктуризация и модернизация предприятий затронет многие стороны жизнедеятельности моногородов. В подобных ситуациях преобразование градообразующего предприятия становится проблемой не только самого предприятия, но и приобретает социальную значимость для региона. Таких городов в стране более сорока, и в них проживает более 12% городского населения. Совместно с Минтруда и соцзащиты создана база данных показателей ситуации на рынках труда в моногородах республики, заложена основа системы раннего предупреждения роста безработицы и социальной напряженности в них. В городе Березовка Гродненской области на стеклозаводе "Неман" пилотировался механизм совместных действий местных органов управления, руководства предприятия, представителей трудового коллектива, институтов поддержки предпринимательства и служб занятости по предупреждению возможных негативных последствий реструктурирования предприятия. Люди увидели на деле, что такое социально-ответственное реструктурирование, поверили в него, сами активно участвовали в составлении плана совместных действий.

Сейчас в ПРООН завершается подготовка новой программы на 2006-2010 годы, основное внимание в которой будет уделено повышению жизненного уровня граждан через создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста и человеческого развития. Эта цель будет воплощена в конкретных проектах, в которых "найдется место" и для малых городов и для малого бизнеса.