Малый бизнес обучает сотрудников выборочно и самостоятельно
Ежегодно Исследовательский центр ИПМ проводит анкетирование малых и средних предприятий с целью исследования их экономического положения, мнения насчет условий ведения бизнеса в Беларуси, опыта коррупционных и судебных столкновений. Опрос также содержит традиционный раздел с вопросами о проблемах рынка труда и развитии кадрового потенциала.
В последнем опубликованном отчете есть данные о том, как наниматели оценивают предложение рабочей силы на рынке труда. Например, полностью соответствующий требованиям бизнеса уровень квалификации кандидатов на вакансии отметили всего 8,4% работодателей, подходящий уровень образования – 10,5%, достаточный стаж – 9,3%, адекватность зарплатных ожиданий – 5,6%.
В течение последних 12 месяцев 11% предприятий обучали руководителей – менеджеров высшего, среднего и низового звена, 21% – рабочих, непосредственно занятых на производстве, ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием услуг, 13,7% – специалистов, занятых инженерно-техническими, экономическими и другими работами, 10,8% – служащих по подготовке и оформлению документации, учету и контролю, хозяйственному обслуживанию. Планы по обучению в следующем году еще скромнее по всем этим группам персонала.
Основные формы обучения персонала среднего и высшего звена (%) |
|
Краткосрочные курсы, семинары, тренинги (до 3 месяцев) |
48,7 |
Долгосрочные курсы, семинары, тренинги (свыше 3 месяцев) |
9,7 |
Внутри компании своими силами |
57,3 |
Стажировки |
27,9 |
Внутри компании с привлечением сторонних специалистов |
23,1 |
Участие в конференциях |
10,4 |
Самообразование |
34,1 |
Образование по каким темам интересует (%) |
|
Менеджмент, управление компанией |
34,5 |
Финансы, инвестиции |
33,9 |
Личностное развитие |
25,2 |
Управление персоналом |
32,5 |
Маркетинг, PR, реклама |
31,5 |
Продажи |
43,5 |
Коучинг |
4,1 |
Другое |
5,4 |
Требования к бизнес-образованию (%) |
|
Практико-ориентированность |
69,9 |
Соответствие международным стандартам |
28,2 |
Преподаватели-практики |
28,8 |
Признаваемый за рубежом диплом |
10,9 |
Использование актуальных белорусских кейсов |
14,6 |
Наличие положительных отзывов знакомых |
18,6 |
Критерии при выборе курсов (%) |
|
Цена |
37,9 |
Продолжительность |
22,2 |
Преподавательский состав |
20,4 |
Рекомендации коллег или знакомых |
32,7 |
Содержание |
66,8 |
Имидж учебного заведения |
21,5 |
Возможность получения диплома государственного образца |
10,4 |
Возможность получения международного диплома/сертификата |
14,5 |
Известные, хотя бы по названию, обучающие бизнесу организации (%) |
|
Бизнес-школа ИПМ |
25,1 |
Здесь и сейчас |
14,8 |
Институт бизнеса и менеджмента БГУ |
37,5 |
Ключевые решения |
11,9 |
EMAS |
11,5 |
SATIO |
11,9 |
XXI Век консалт |
25,1 |
Другое |
0,2 |
Ни одна из перечисленных |
36,5 |
Опрос проведен Лабораторией аксиометрических исследований НОВАК для Исследовательского центра ИПМ в апреле–мае 2017 г. Всего было опрошено 404 малых и средних предприятия частной формы собственности. Респондентами выступали директора, собственники и ведущие специалисты предприятий.