$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Малый бизнес: курс барьеров, неравенства и индивидуализма

07.06.2016

В Беларуси за последний год экономическое положение почти 60% предприятий малого и среднего бизнеса ухудшилось, 70% – ощутили негативные тенденции в условиях ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. из-за коррупции. Эти и другие результаты были получены по итогам опроса, проведенного лабораторией аксиометрических исследований «НОВАК» для Исследовательского центра ИПМ в апреле-мае 2016 г.

Всего было опрошено 400 частных предприятий численностью от 1 до 250 человек из всех регионов республики, занятых в разных сферах деятельности, в т.ч. в торговле – 24,2%, промышленности – 29,2%, строительстве – 17,5%, транспорте и связи – 7,2%, гостинично-ресторанном бизнесе – 3,5%.

Оценки экономического положения своих предприятий у руководителей и собственников по сравнению с предыдущим опросом изменились очень своеобразно. Так, доля тех, кто считает его «ни плохим, ни хорошим», выросла за год с 48,3 до 51,5%, «скорее хорошим» – увеличилась с 19,2 до 23,2%, видящих его «скорее плохим» снизилась с 24 до 18,4%, «очень плохим» – с 5,8 до 5,4%, а «очень хорошим» – с 2,6 до 1,5%. При этом если год назад о неизменности своего экономического положения заявляли 24% респондентов, то сейчас – 32,8%. Но если в 2015-м о некотором улучшении говорили 43,3%, а улучшении – 13,5%, то теперь первых набралось 38,6%, а вторых – только 8,4%. Еще больше разрыв в крайних оценках: экономическое положение, как и год назад, значительно улучшилось лишь у 1,9% предприятий, а значительно ухудшилось – у 18,3% (годом ранее – у 17,3%).

Если в прошлом опросе 15,1% субъектов хозяйствования заявляли об увеличении объемов продаж, то теперь – только 11,8%, причем лишь 0,5% – значительно. У 69,6% объем продаж сократился, причем у 22% – значительно. О росте кредиторской задолженности сообщили 20,7% респондентов, дебиторской – 26,8%, об их сокращении – 16,5 и 13,4% соответственно. Увеличить инвестиции смогли 13,9%, а сократились они у 27,8%, причем у 9% – значительно. Увеличить число сотрудников смогли 16,8%, а сократить их пришлось 39,3%.

Такое расслоение оценок свидетельствует, что некоторая часть респондентов сумела приноровиться к новым условиям и даже извлечь из них определенную выгоду. При этом на сокращении бизнеса сконцентрированы только 11,7% опрошенных. Сохранить его на достигнутом уровне намерены 64,3%, а 24 собираются расширяться. Во многом это связано с доступностью кредитов. Так, только 21,8% респондентов благополучно сумели получить кредиты. Меньше повезло 9,1%, которым в заимствованиях было отказано, а 69% и не пытались обращаться в банки с этим вопросом. Из них 27% сочли слишком высокими ставки в рублях, 17,3% – ставки в валюте, 7,5% остановили трудности с выполнением требований залога, а 64,7% убедили себя, что им кредит не нужен.

Барьерная среда

Более 2/3 опрошенных считают, что условия ведения предпринимательской деятельности за прошедший год ухудшились, причем 26,5% полагают, что значительно. Неизменными их видят только 23,1%, а улучшение отмечают лишь 8,4%. При этом действия правительства по созданию бизнес-климата оцениваются предпринимателями довольно прохладно. Например, усилия властей по созданию равных условий ведения бизнеса и обеспечению развития добросовестной конкуренции 32,3% респондентов оценили отрицательно, а положительно – только 25,7%, меры по развитию частной собственности и ее защите – 25,1 и 24,8% соответственно, по ликвидации излишних административных барьеров – 24,1 и 35,9%. Попытки придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу, положительно оценили 26,8%, отрицательно – 27,2%, а контрольной (надзорной) деятельности – предупредительно-профилактический характер – 34% и 29,7%. Борьбу за качество правового регулирования позитивно оценили 28,1%, а негативно – 28,2%. Остальные никакого влияния правительства на эти процессы вообще не заметили. Более половины (51,9%) ощущают неравенство частного и государственного сектора в отношении контролирующих и 14,5% – судебных органов, 47,4% – в установлении арендных ставок, 28,7% – в ценах на сырье, 36,2% – в условиях лицензирования, 28,9% – в доступе к кредитным ресурсам, 21,9 % – в госзакупках. Неприятная деталь: в прошлом опросе доля отрицательных оценок была в 3–4 раза меньше.

Основные внешние барьеры, мешающие развитию отечественного бизнеса, представлены на диаграмме.

Но и в таких условиях 60,8% респондентов не опускают руки. Они верят, что барьеры преодолимы – нужно лишь искать более эффективные модели и перспективные рынки. Но 39,2% их коллег настроены иначе: они признают барьеры непреодолимыми и ведущими к сворачиванию бизнеса.

Каждый сам за себя

По-прежнему натянутым остается отношение предпринимателей к бизнес-объединениям и их деятельности. Число их членов среди респондентов сократилось с 14,4% до 12%. О Национальной платформе бизнеса, несмотря на вcе PR-мероприятия, знают только 28% участников опроса (на 6 п.п. больше, чем годом ранее). Из них половина весьма равнодушно относится к ее идеям, а 2/3 сильно сомневается, что платформа способна сыграть заметную роль в консолидации делового сообщества и улучшении бизнес-климата. В то же время 39% опрошенных оценивают эффективность диалога бизнеса и власти на 1–2 балла, тогда как на 4 и 5 баллов — всего 18%. Это на 5 п.п. лучше, чем год назад, но далеко от идеала.

Неоднозначно участники опроса отреагировали на идею создать Национальную палату предпринимательства с обязательным членством, которая занималась бы укреплением диалога государства и бизнеса, защитой его прав и интересов. «За» высказались 50,6%, «против» – 49,4%. При этом 35,7% респондентов заявили, что решают проблемы самостоятельно, 40,8% – не видят смысла в лишней бюрократической структуре, а 24,4% – не желают увеличивать издержки. Половина напомнила, что членство должно быть добровольным. Лишь 5% указали, что уже состоят в какой-либо ассоциации. По-видимому, с них и этого достаточно.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА