$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МАЛЫЙ БИЗНЕС: КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ©

20.06.2014

 

Интересные результаты получили специалисты Исследовательского центра ИПМ в ходе опроса белорусских малых и средних предприятий в мае текущего года. Оказалось, что проблемы, связанные с административным регулированием и даже налогами, отступили на второй план. Гораздо больше бизнесменов беспокоит конкуренция, макроэкономические условия и состояние рынков.

Всего было опрошено 431 предприятие, в т.ч. 1/4 — в Минске и по 10–12% — в остальных регионах. Из них 30,9% — организации торговли, 15,8% — промышленности, 13,9% — строительства, 9,3% — транспорта и связи. Большинство предпринимателей на жизнь не ропщет: 56,9% опрошенных считает свое экономическое положение стабильным, 8,4% — выше среднего, 12,6% — хорошим (год назад — 4,4%), а лишь 17,7% — ниже среднего и 4,4% — плохим. Правда, 22,7% признают, что их экономическое положение за последний год несколько ухудшилось, но почти столько же (21,6%) считают, что оно немного улучшилось. Значительное улучшение отмечают всего 4,4%, значительное ухудшение — 7%, а у 44,3% все осталось без изменений.

Представители белорусских малых и средних предприятий в 2014 г. отзывались о своем экономическом положении более оптимистично, чем годом ранее. Так, 12,6% респондентов назвали свое положение хорошим (в 2013 г. таковых было 4,4%), 8,4% охарактеризовали его как выше среднего (в прошлом году — 6,8%), 56,9% считают его стабильным (61,9% в 2013 г.). 26% опрошенных так или иначе свидетельствовали об улучшении своего экономического положения. Число тех, кто считает, что их положение ухудшилось, ненамного больше — 27,7%. Треть опрошенных заявила о росте прибыли, 37,7% — о ее стабильности и 29,3% — о неизменности. Видимо, падение прибыли и рост убытков, фиксируемые Белстатом, участников опроса не коснулись.

Лишь 32,3% респондентов сконцентрированы в данный момент на развитии бизнеса, тогда как 50,8% озабочены лишь сохранением достигнутого уровня, а 16,9% — просто выживанием. Для такой позиции есть веские основания: за последний год 57,8% опрошенных констатируют усиление конкуренции. При этом 50,6% полагает, что условия ведения предпринимательской деятельности за прошедший год не изменились, 20,6% — что они несколько ухудшились, 19,5% видят незначительные улучшения, 3,2% — значительные, а 6% — значительные ухудшения.

ГЛАВНЫМ негативным изменением во внешней среде представители белорусских малых и средних предприятий назвали падение покупательной способности населения внутри страны — об этом заявили 57,5%. Впрочем, год назад эта проблема беспокоила 70,7%. По 32% респондентов назвали среди негативных изменений неплатежи и ограничения на валютном рынке, 25,2% — дефицит квалифицированной рабочей силы, 18% — снижение спроса со стороны госпредприятий, 16,8% — ограничение доступа к финансовым ресурсам банков, ужесточение условий получения заемных средств и лишь 10,5% — снижение спроса на внешних рынках.

В числе факторов, сдерживающих развитие бизнеса, были названы определенные ухудшения бизнес-среды, в т.ч. увеличения размера штрафов.

Таким образом, совершенствование КоАП осталось для МСП практически незаметным — как и либерализация условий получения различных разрешений и оплаты труда. Позитивно оценено лишь упрощение процедуры регистрации предприятий. Однако по-прежнему отмечаются неравные условия ведения бизнеса по сравнению с государственным сектором, в т.ч. в отношениях контролирующих органов (40,8%), в размерах арендных ставок (35,3%) и в отдельных вопросах, связанных с налогообложением (30,2%). При этом проблемы налогов, проверок и штрафов почти 1/3 опрошенных оценивает всего на «тройку» по 5-балльной шкале.

Среди наиболее негативных факторов, препятствующих ведению бизнеса, были названы система проверок и штрафных санкций, уровень конкуренции на рынке, дороговизна заемных средств и аренды. Поэтому неудивительно, что 41,1% респондентов заинтересованы в приватизации арендуемых объектов, тогда как стать собственником земли хотят только 25,1%, а предприятий — 16,7% опрошенных. Впрочем, в целом 44,3% заявили, что участие в приватизации их не интересует.

В числе основных внутренних факторов, влияющих на успешное ведение бизнеса, участники опроса назвали уровень профессионализма менеджеров (36,4%), знание рынка, умение предвидеть рыночную конъюнктуру (38,1%), способность производить конкурентоспособную продукцию (38,4%). Впрочем, есть и другие приоритеты. Так, 21,5% назвали отношения с органами власти и влиятельными лицами, 29,8% — знание законодательства и умение отстаивать свою правоту, 27,5% — наличие оборотных средств и источников развития, 19,8% — обеспеченность производственными мощностями, а 15,9% — связи с госсектором. Любопытно, что среди внешних факторов 42,5% опрошенных считают не имеющим значения уровень защиты имущественных прав и интересов частного бизнеса, 42,5% — уровень коррупции, 37,2% — валютное регулирование, а 36,6% — налоговое регулирование и ставки налогов.

ВСТУПЛЕНИЕ Беларуси в Таможенный союз и участие в создании ЕЭП положительным назвали 44,8%, отрицательным — 13,5%, а 41,8% такого влияния вообще не заметили. Тем не менее 44,6% ждут положительного эффекта от продолжения евразийской экономической интеграции и 14,8% — отрицательного. Впрочем, внутренний рынок назвали для себя приоритетным 61,9% респондентов. Одновременно 58,5% участников опроса признают, что не смогут эффективно конкурировать на рынке Таможенного союза и ЕЭП. При этом главными причинами неконкурентоспособности видятся высокая себестоимость своей продукции (25,8%), отсутствие собственных средств на рекламу и PR (56,7%), низкое качество товара по сравнению с конкурентами других стран ТС (16,7%) и административные препятствия выхода на рынки со стороны стран ТС (23%).

НЕЛЬЗЯ обойти вниманием результаты опроса, касающиеся общественных предпринимательских объединений. Так, лишь 7,9% респондентов сообщили, что являются членами бизнес-союзов. При этом из них 61,8% заявили, что союз предоставляет им юридическую помощь, 29,4% — получают помощь в повышении квалификации персонала, 29,4% — ценят обмен опытом, а 26,5% — усилия по улучшению бизнес-климата в стране. «Несоюзные» предприниматели более категоричны: 40,1% уверены, что союзы беспомощны в решении их проблем, 27,7/% — привыкли решать все сами, 42,6% — имеют слишком мало информации о деятельности таких союзов, а 7,1% — не устраивает размер членских взносов. Любопытно также, что 73,5% респондентов в ходе опроса впервые услышали о существовании Национальной платформы бизнеса. Из более осведомленных только 5,3% ее полностью поддерживают, 18,4% — скорее не поддерживают, 46,5% полагают, что платформа играет незначительную роль в улучшении бизнес-климата, а 13,2% уверены, что она вообще никакой роли не играет. В то же время 68% опрошенных сходятся в том, что уровень диалога (интенсивность диалога) между бизнесом (бизнес-союзами) и органами власти остается на неудовлетворительном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что белорусскому малому бизнесу свойственна высокая степень индивидуализма.

Кирилл ПРУДНИКОВ