$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

МАЛЫЕ НАДЕЖДЫ НА МАЛУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ©

09.12.2011

Подготовленный проект указа «О порядке распоряжения государственным имуществом» предполагает расширение полномочий местных властей по распоряжению госсобственностью, а также предоставление добросовестным арендаторам преимущественного права на ее приобретение. Правда, как показал опрос «ЭГ», в силу ряда причин бизнес-союзы не ждут, что принятие этого документа существенно оживит продажу активов частному бизнесу.

Напомним, в ходе недавнего совещания у Президента по вопросу распоряжения государственным имуществом правительство озвучило ряд предложений относительно его отчуждения. «Принятие некоторых решений об отчуждении имущества является многоступенчатым и долговременным. Общий срок подготовки и реализации решения на практике составляет от 4 до 6 месяцев. Инвесторы не заинтересованы столько ждать, учитывая, что реализуемое имущество в большинстве своем требует дополнительных серьезных вложений», — посетовал вице-премьер Сергей Румас. А потому в правительстве полагают, что процедуры следует упростить и больше полномочий передать на уровень местных властей, в частности, разрешить продажу неиспользуемых объектов, расположенных в областных центрах, на аукционе с начальной ценой в одну базовую величину. Данные предложения вошли в подготовленный проект указа. Как и предусмотренное подп. 2.6 Директивы № 4 предоставление добросовестным арендаторам права преимущественного приобретения госсобственности с рассрочкой платежа на 5 лет, а также уменьшение стоимости объекта на сумму затрат, понесенных арендатором на улучшение состояния и потребительских качеств объекта.

Инициативы, впрочем, не вызвали воодушевления в белорусских бизнес-союзах. Вся проблема в том, что и Директива № 4, и проект указа лишь предполагают, что частник может приобрести госсобственность, но не обязывают чиновников ее продавать, отметил в интервью «ЭГ» председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. Между тем, по его словам, обращения членов союза — субъектов малого и среднего бизнеса — в госорганы с просьбой продать им арендуемые помещения, как то предусматривает Директива № 4, наталкиваются на стандартные ответы: арендная плата с данных площадей является источником наших доходов, поэтому продавать их считаем нецелесообразным. Принятие подготовленного указа ничего принципиально не решит, лишь уточнит отдельные процедуры по распоряжению госсобственностью, убежден А.Калинин. Из-за чего руководитель БСП задается вопросом: планирует ли государство реформу собственности, хотя бы в части производственных площадей, чтобы привлечь частные инвестиции в реальный сектор?

Скептично настроен относительно перспектив малой приватизации и сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Разочарования, по его словам, добавил недавний Международный трейдинговый клуб, где первые лица Госимущества, общаясь с дипломатами и бизнесменами, заявили, что на самом деле бизнес Беларуси не хочет выкупать площади, т.к. их аренда достаточно дешевая и выгодная. Кроме того, они напомнили о праве собственника не продавать свое имущество. «После этих двух аргументов сложно на что-то всерьез надеяться, — полагает В.Маргелов. — Нигде не «пробилась» тема, что есть политическая воля к масштабной приватизации. Да, выйдет очередной указ, под него правительство напишет постановления. Потом органы гоcуправления будут годами думать над каждым из объектов. Никто не будет торопиться. И на условиях Директивы № 4 никто пока не хочет продавать госсобственность». Увы, периодическая продажа малых государственных предприятий, которую можно наблюдать в последние месяцы, не носит системного характера.

Кроме того, В.Маргелов советует не обольщаться добросовестным арендаторам. Во-первых, в проекте указа почему-то идет речь о возможной продаже им арендуемых площадей по рыночной, а не по оценочной цене, как то записано в Директиве № 4. Во-вторых, получение заветной 5-летней рассрочки платежа при приобретении госсобственности предложено передать на усмотрение продавца. В третьих, чтобы арендатор смог получить скидку на сумму понесенных затрат по улучшению состояния и потребительских качеств объекта, ему придется подтвердить расходы документально. Зато все вышеперечисленное, по мнению сопредседателя РКП, как и само право, а не обязанность чиновников продавать госсобственность, создаст почву для должностных злоупотреблений и взяточничества.

Впрочем, очень может быть, что проект указа в нынешней редакции вообще не увидит свет. По информации В.Маргелова, некоторые чиновники из Администрации Президента посчитали его чрезмерно либеральным.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО