Мальтийский скандал: — очередное разоблачение ухода от налогов
На прошлой неделе в Европе разразился очередной «оффшорный» скандал. Власти Северного Рейна – Вестфалии (одной из земель Германии) получили информацию о немецких налогоплательщиках, владеющих компаниями, зарегистрированными на Мальте и используемыми для уклонения от уплаты налогов.
Анонимный источник предоставил немецким органам на флеш-накопителе данные о примерно 70 тыс. мальтийских компаний, связанных с налогоплательщиками из почти всех стран мира, в т.ч. о 2 тысячах, имеющих отношение к германским налогоплательщикам.
На Мальте стандартная ставка корпоративного налога – 35%, но при определенных условиях (сдача отчетности и внесение налога) компании, ведущие торговую деятельность, могут вернуть 6/7 от суммы уплаченного налога. Возврат производится в течение 14 рабочих дней после подачи соответствующего заявления. Так что эффективная ставка составляет всего 5%. В случае получения пассивного дохода (процентов) и роялти возвращается 5/7 уплаченного налога, при использовании освобождения от двойного налогообложения – 2/3, а с налога от прибыль, полученной от квалифицированного участия (Participating Holding), когда дивиденды получены от акций иностранной компании, которыми владеет мальтийская компания, при удовлетворении ряда условий – все 100%. На Мальте действуют директивы Совета ЕС 2011/96/EU «Об общей системе налогообложения, применяемой к материнским и дочерним компаниям из различных государств-членов» от 30.11.2011 г. и 2003/49/EC «Об общей системе налогообложения, применяемой к платежам процентов и роялти между связанными компаниями из различных государств-членов» от 3.06.2003 г. При этом Мальта имеет соглашения об устранении двойного обложения с 64 странами (+ 4 еще не вступившие в силу, в т.ч. с Россией). С Беларусью такого соглашения у Мальты нет.
Стандартная ставка НДС на Мальте составляет 18%, но если мальтийская компания является чистым холдингом, то она этот налог не уплачивает. Однако при наличии европейской регистрации по НДС (VAT) компания должна также предоставлять отчетность по НДС.
Некоторые специалисты утверждают, что такой налоговый режим способствует использованию Мальты в качестве налоговой гавани – для переноса прибылей на мальтийские холдинговые компании с целью минимизации налогов. Однако формально Мальта не считается оффшором. Она не числится в «черных списках» ОЭСР и FATF, не упомянута в перечне оффшорных зон, утв. Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353. Более того, правительство Беларуси в 2013–2015 гг. даже включало Мальту в списки новых перспективных рынков, на которые отечественным производителям предписывалось наращивать экспорт товаров. Впрочем, каких-либо заметных результатов это не принесло. На 1.01.2016 г. в нашей стране числилось 3 компании с мальтийским капиталом. Их суммарный фонд составлял всего 29,3 тыс. USD, а сумма накопленных инвестиций – 85,9 тыс. При этом объем экспорта через эти компании составил 9,2 тыс. USD, а импорта – 576,6 тыс.
По-видимому, обороты германских корпораций через средиземноморский остров куда больше. Министр финансов Северного Рейна – Вестафалии г-н Вальтер-Борьянс назвал Мальту «Панамой Европы», а мальтийские компании приравнял к оффшорным, используемым исключительно в схемах уклонения от налогов. Министр пообещал передать полученные данные о мальтийских компаниях, связанных с иностранными налогоплательщиками, правительствам соответствующих стран. По оценке г-на Вальтер-Борьянса, полученные от информаторов данные начиная с 2010 года позволили Северному Рейну – Вестфалии взыскать с налоговых уклонистов уже 4,2 млрд. евро, а Германии в целом – 7 млрд. EUR.
В свою очередь, министр финансов Мальты г-н Шиклуна заявил, что германские политики склонны к преувеличениям, и выразил удивление по поводу того, что компании, зарегистрированные на Мальте, могут считаться иностранными, оффшорными или германскими. По словам г-на Шиклуны, налоговый режим Мальты соответствует стандартам ЕС и ОЭСР.