$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Малознакомая ответственность

16.01.2009

В экономически развитых странах этичность бизнеса в виде так называемой корпоративной социальной ответственности (КСО)* — это дополнительный ресурс развития бизнеса и важный фактор конкуренции. КСО — не дань моде, а ответ на изменение ожиданий общества от бизнеса. Он дает рост лояльности потребителей, повышение деловой репутации и имиджа.

В Беларуси КСО на имидж работает пока слабо. Чтобы понять данный парадокс и исправить его, в конце минувшего года у нас было проведено соответствующее социологическое исследование. В его основу лег опрос трех целевых аудиторий: населения, руководителей предприятий, а также министерств и ведомств. С результатами работы журналистов ознакомили в штаб-квартире ПРООН.

Граждане знают мало

Что выявил опрос населения? Граждане Беларуси имеют крайне ограниченное понимание сути корпоративной социальной ответственности и еще более низкую информированность о конкретных действиях бизнеса на территории страны в ее реализации. В целом о КСО знают чуть более 26%.

Более просвещенными в опросе выглядят жители городов, где бизнес гораздо заметнее и достиг большего. Самыми продвинутыми оказались минчане, граждане трудоспособного возраста, особенно ИП и менеджеры. А вот Гродненский регион оказался самым неосведомленным, как и пенсионеры, домохозяйки, рабочие.

Большинство опрошенных (около 60%) — особенно более образованные и молодые — не прочь попасть в КСО-компании. Но почти 20% не хотели бы в них работать. Если первых можно понять: стремятся работать в более продвинутых, способных обеспечить достойные оплату труда и соцпакет, то позиции вторых можно объяснить только слабым представлением о КСО.

Наши граждане связывают КСО, в первую очередь не с благотворительностью, как принято считать, а с ответственностью перед персоналом и потребителями. Почти 70% КСО понимают как ответственность перед сотрудниками. Это свидетельствует о проявлении «группового эгоизма» в понимании сути КСО, делают вывод социологи. Благотворительность в оценках респондентов имеет третьестепенное значение.

Оценивая потребительскую лояльность опрошенных, исследователи узнали, что почти 40% еще не встречались с товарами и услугами, производимыми КСО-компаниями, но с удовольствием бы их купили. Еще почти 15% уже приобретали такие товары и в будущем отдадут им предпочтение. Последнее говорит о том, что если о КСО-предприятиях общество будет осведомлено, у них есть шансы повысить конкурентоспособность и экономические результаты своей деятельности.

«Наверху» мнение не выработано

Процесс повышения этичности компаний без поддержки министерств и ведомств был бы малоэффективным. Однако в ответ на 30 разосланных исследователями в адрес министерств и ведомств писем пришло 2 ответа. Причина молчания большинства адресатов — отсутствие «выработанного мнения» о КСО. Видимо, КСО-компании должны пройти ряд стадий своего развития самостоятельно, прежде чем появится мнение о них во властных кабинетах.

Вместе с тем предложения в ответах оказались конструктивными. Представители власти отметили обязательность увязки КСО с социальной ориентацией политики государства: «социальная ориентация всей экономики Республики Беларусь — основа политики государства и вести дела вне этой политики неразумно». Были названы факторы, сдерживающие КСО, главный из которых — недостаточность законодательной базы: «пока это новое направление, поэтому нужна достаточная законодательная база».

По оценкам ответивших, деятельность компаний в области социальной политики прежде всего должна быть связана с социальной защитой работников. Далее — спонсорская и благотворительная помощь, программы карьерного роста и повышение образовательного и профессионального уровня работников.

Бизнес оптимистичен наполовину

Почти половина бизнес-респондентов считают, что условия для КСО в стране только начинают формироваться, еще четверть — что таких условий нет вовсе.

Почти 80% считают, что СМИ должны информировать общество о добрых делах. Стремление к славе — не отсутствие скромности, а прагматичное желание повысить конкурентоспособность. Однако, требуя внимания, бизнес предпочитает экономить на проектах в СМИ.

Для стимулирования КСО, посчитали опрошенные руководители, нужно снизить налоги, обеспечить льготные кредиты, приоритет в выдаче госзаказов, обучение руководителей принципам КСО, поощрение через систему национальных наград, государственное финансирование социальных проектов. Требуя от державы обучения принципам КСО, бизнес демонстрирует недостаточную информированность о сути и роли КСО. Многие считают, что «социалка» — удел государства, а не бизнеса. Еще более 35% считают, что бизнес принуждают быть социально ответственным.

Вместе с тем бизнес-сегмент настроен оптимистично. Он верит, что авторитет КСО-компаний будет расти, что потребительские впечатления от продукции КСО-предприятий станут весомей.

Главными мотивами в развитии КСО признаются ответственность за развитие собственного региона и ответственность перед персоналом. Именно эти направления считают приоритетными для построения КСО-политики и независимые аналитики.

В эффективность частно-государственного партнерства в решении социальных задач верит половина опрошенных топ-менеджеров и предпринимателей. Это пока. Как отметила в ходе презентации исследовательского проекта директор ЦСТБ «Сатио» Жанна Гринюк, курс на либерализацию, взятый правительством, должен укрепить в дальнейшем климат доверия.

Тамара МАРКИНА

* КСО — корпоративная социальная ответственность — добровольный вклад бизнеса в развитие общества (в социальной, экономической и экологической сферах), связанный напрямую с основной деятельностью компании, но выходящий за рамки определенного законом минимума.
 
Таблицы см. в печатной версии "ЭГ"