$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

МАЛОМУ БИЗНЕСУ ВО ВСЕМ ПОМОГУТ©

14.08.2015

Правительство не теряет надежды воспользоваться потенциалом предпринимательской инициативы граждан и частного сектора. В проекте государственной программы «Малый и средний бизнес Беларуси 2016–2018» вновь ставятся масштабные задачи увеличения вклада предпринимателей в экономику страны, обещается поддержка и создание комфортных условий. Правда, большинство мер, включенных в проект, неоднократно декларировалось и в прошлые годы.

Показатели развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2011–2014 гг. выглядят вполне оптимистично: число компаний этого сектора выросло на 37,9%, индивидуальных предпринимателей — на 7,4%. Правда, вклад субъектов МСП за это время увеличился всего на 1,4% — до 28,7%, а численность занятых (включая ИП и привлекаемых ими наемных лиц) вообще сократился на 1,2% — до 1477,3 тыс. человек. Причину столь скромных результатов авторы проекта видят в сложности и изменчивости законодательства, принятии нормативных правовых актов без учета их воздействия на МСП, дороговизне кредитов и сложности их получения, невозможности выкупа арендуемых помещений из-за высоких цен или несогласия арендодателей, ограниченного доступа к сырьевым ресурсам, отсутствия высококвалифицированных менеджеров. Решить эти проблемы предлагается с помощью комплекса мер по стимулированию развития МСП, включая перестройку всей системы его поддержки и обратной связи с бизнесом для определения ее форм и методов.

ЦЕЛЬЮ программы названо обеспечение благоприятных условий для развития МСБ, а их создание — ее же задачей. Для этого в программе предусматривается дальнейшее совершенствование делового законодательства, развитие механизмов, форм и способов поддержки субъектов МСП, государственной системы оказания электронных услуг, расширение доступа субъектов МСП к финансовым и материальным ресурсам, содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки МСП, конструктивный диалог государства с бизнесом, общественными организациями (объединениями) предпринимателей, создание эффективной системы делового образования, популяризация предпринимательства и т.п.

Намечено проведение мероприятий по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности, широкому вовлечению в нее социально незащищенных групп населения путем оказания консультативной, методической и правовой помощи, обучения безработных основам финансовой грамотности, организации бизнеса и самозанятости. Одновременно все это должно содействовать развитию инновационного предпринимательства и снижению уровня безработицы. Мероприятия по развитию производственной кооперации между крупными и малыми субъектами хозяйствования позволят первым снизить затраты, оптимизировать производственные ресурсы, обеспечить конкурентоспособность производства, сохранить большую гибкость производства к изменению спроса, а вторым — даст заказы с гарантированным сбытом.

Развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса и объединениями предпринимателей создаст условия для оперативного учета интересов бизнеса в формировании государственной политики в сфере МСП, согласования позиции государства и делового сообщества, обмена информацией, позволит «выстраивать стратегию развития субъектов хозяйствования в соответствии с обозначенными государством ценностными ориентирами». О возможности построения стратегии государства на основе ценностей и интересов делового сообщества в проекте не упоминается. Ничего не говорится и о решении таких ключевых проблем, как защита права частной собственности, снижение штрафов и ограничение применения конфискации имущества и криминализации нарушений в сфере предпринимательства.

В ПРОГРАММЕ ставится задача повышения доли субъектов МСП в валовой добавленной стоимости республики за 3 года до 30,5%, а доли занятых в этом секторе — до 34%. Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов (92 млрд. и 352,1 млрд. Br), средств Банка развития, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей и иных источников. Предполагается выделение не менее 0,2% от доходной части областных и столичного бюджетов на господдержку МСП и субъектам инфраструктуры поддержки МСП.

По мнению авторов проекта, реализация задач программы позволит обеспечить принятие нормативных актов с учетом их влияния на бизнес, снизить налоговую нагрузку, упростить налоговое администрирование, сократить и упростить количество административных процедур, станет стимулом для увеличения объемов производства и экспорта, создания новых рабочих мест и самозанятости.

Впрочем, большинство из названных в проекте мер уже встречалось в ранее разработанных программах и проектах. Например, давно и тщетно говорится о создании института обязательной оценки регулирующего воздействия для проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы бизнеса, о сокращении числа лицензируемых видов деятельности с переходом к иным способам регулирования и контроля, радикальном упрощении налогового учета, моратории на изменение ставок налогов. Любопытно выглядит обещание таких мер по финансовому оздоровлению субъектов МСП, как принятие правовых актов по уступке прав (требований) по договорам займа (видимо, кому-то недостаточно главы 24 ГК), создание коллекторских организаций, определение порядка списания курсовых разниц (в курсе ли авторы проекта, что этот порядок в республике существует и регулярно меняется, причем вразрез с мировой практикой?).

СРЕДИ других креативных идей — распространение на микроорганизации норм налогового законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты единого налога с ИП и иных физических лиц, создание института семейного предпринимательства. Не менее заманчиво выглядит предложение создать условия для внедрения альтернативных бюджетному источников финансирования поддержки МСП, например, привлекать «средства общественных организаций, крупных предприятий и преуспевающих бизнесменов с предоставлением им льготных условий функционирования». Будем надеяться, что вскоре появится и список таких меценатов. Заодно предлагается создавать государственные и частные кассы взаимопомощи, общества взаимных гарантий и компаний взаимных действий.

Более реальным кажется предложение отменить плату за услуги, связанные с подачей в налоговые органы электронных налоговых деклараций. Если с этого власти начнут реализацию новой программы, массовая поддержка делового сообщества гарантирована.

Вадим ЛЕБЕДЕВ