$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МАЛО ИНТЕРЕСА В МАЛЫХ ГОРОДАХ

27.08.2010

Достичь ускоренного и качественного развития малых и средних городских поселений пока не удается. Росту мешает отсутствие должного диалога между местными властями и представителями бизнеса. Об этом говорили в минувший вторник на заседании президиума Совмина.

В марте на заседании Сомина были рассмотрены итоги выполнения Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы, утв. Указом от 7.06.2007 № 265. Перед руководителями облисполкомов и местных органов власти были поставлены задачи и получены заверения от них, что запланированные показатели будут достигнуты. Однако результаты реализации программы в текущем году говорят о том, что пока еще не все осознают ответственность за ее выполнение, приводит пресс-служба правительства заявление премьер-министра Сергея СИДОРСКОГО.

Наиболее проблемным направлением остается развитие промышленности. По данным министра экономики Николая СНОПКОВА, в I полугодии производство промышленной продукции в малых и средних городских поселениях выросло на 15,6% по сравнению с аналогичном периодом 2009 г. Показатель в целом неплохой, особенно если учесть, что год назад в условиях кризиса рост в регионах составил лишь 2,9%. Однако сейчас с заданием не справляются Гомельская и Гродненская области, а также 78 из 175 населенных пунктов. Из них 9 с 2007 года не выполняли задания систематически — Телеханы, Василевичи, Березовка, Мосты, Щучин, Красносельский, Ивенец, Старобин и рабочий поселок Большевик.

Объем промышленного производства на одного занятого в экономике малых и средних городских поселений увеличился по сравнению с I полугодием 2009 г. на 2,7 млн., до 11,5 млн. Br, оставаясь тем не менее значительно ниже, чем в среднем по республике (15,7 млн. Br). Такой разрыв свидетельствует об отсутствии интенсивного развития производства в малых городах, считает министр.

Выпуск потребительских товаров на одного занятого увеличился на 1,3 млн., до 5,5 млн. Br. Но сокращение этого показателя отмечено в 27 населенных пунктах, а в 102 — его значение остается ниже среднеобластного.

Программой предусмотрено создание новых организаций (производств) с годовым объемом выпуска продукции не менее 20 млрд. Br. За отчетный период создано 176 организаций, но только одна из них соответствует параметру по объему годового выпуска (ОАО «Быховмолоко»), еще два проекта находятся в стадии реализации. В результате из 33 отстающих населенных пунктов, в которых должны быть созданы такие производства, 14 не выполняют установленные задания по производству продукции промышленности, а 17 — по потребительским товарам.

За январь–май т.г. выручка от реализации продукции, работ, услуг на одного занятого составила лишь 19,4 млн. Br, или 24% установленного задания. Поэтому, полагает Н.Снопков, отстающие регионы не позволят обеспечить в 2010 г. планируемый показатель в размере не менее 80 млн. Br. Обеспокоенность правительства вызывает и то, что с начала года до стадии эксплуатации доведены лишь 8 инвестиционных проектов из 78, запланированных на этот год. В I полугодии в малых и средних городских поселениях использовано более 3,3 трлн. Br инвестиций в основной капитал, или 16% от общего объема по стране. Вместе с тем несколько отстает бюджетное финансирование программы: из консолидированного бюджета направлено 159 млрд. Br, что составляет 42% годового задания.

Тем временем численность населения, занятого в экономике малых городских поселений, в I полугодии 2010 г. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,3 тыс. человек, до 828 тысяч. Создано 16,1 тыс. рабочих мест, или 63% к утвержденному плану, а уровень регистрируемой безработицы снизился во всех областях, составив на конец июня 0,9% от экономически активного населения. Впрочем, такие цифры на фоне слабой производственной динамики могут свидетельствовать о сохранении или даже усилении проблемы избыточной рабочей силы. А вместе с ростом номинальной среднемесячной зарплаты, которая в июне по сравнению с декабрем 2009 г. увеличилась на 14%, до 976 тыс. Br, — об опережающем росте издержек субъектов реального сектора в регионах и весьма низкой производительности труда.

С.Сидорский потребовал от членов правительства и местной власти активней общаться с представителями бизнес-сообщества, чтобы сформировать детальное представление о том, что происходит на местах, какие административные и законодательные процедуры препятствуют созданию новых предприятий и приходу инвесторов.

В качестве положительного примера такой тактики премьер назвал создание в сельской местности сети агроусадеб. «Раньше их были единицы, а теперь таких усадеб — тысячи в стране, потому что правительство 4 раза возвращалось к этому вопросу и детально выясняло, что людям мешает работать», — заключил он.

Впрочем, неверно утверждать, что местная вертикаль не общается с представителями бизнеса. Наоборот, предприниматели уже не раз заявляли о чрезмерном внимании к себе. Но регулярные вызовы на заседания и совещания в исполкомах отнюдь не радуют бизнес. Многих это попросту отрывает от работы, а требования обеспечивать прогнозные темпы роста, невзирая ни на что, лишают возможности маневрировать в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Видимо, проблема не в отсутствии диалога, а в разных интересах сторон. Местные власти, обремененные достижением заданных показателей, требуют цифр и отчетов, но гораздо меньше озабочены созданием максимально благоприятных условий для бизнеса. Любопытно, что программой доведено задание по количеству малых и средних предприятий в регионах. По состоянию на 1.07.2010 г. их было 9809 (92,5% от плана), в т.ч. вновь созданных — 883 (54% задания по году). Но если чиновники считают, что им виднее, где, сколько и каких предприятий должно появиться, то частники, которым предстоит рисковать своими деньгами, не могут игнорировать реалии рынка. И если перспективы окупаемости инвестиций сомнительны, нет необходимой инфраструктуры, кадров, платежеспособного спроса, то снижение местных налогов и уменьшение вдвое налога на прибыль — недостаточный стимул для создания фирмы. К тому же льгота согласно Указу № 265 предоставляется только в 2007–2010 гг., а высвобождаемые средства должны реинвестироваться предприятиями на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планами их развития и программами социально-экономического развития малых и средних городских поселений, в которых они расположены. Но раньше думать о плане, а потом о себе способен далеко не каждый.

Получается как в старой поговорке: привести лошадь на водопой не так уж трудно, а вот заставить ее пить — невозможно.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях