Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
19.05.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАЛЕНЬКИЙ ИНСТРУМЕНТ БОЛЬШОГО РАЗВИТИЯ

На круглом столе «Развитие малого и среднего предпринимательства — инструмент обеспечения регионального устойчивого развития», состоявшемся в Минске 15 мая, участникам было предложено обсудить роль и место предпринимательства в реализации основных приоритетов развития Минской области, реализации конкретных проектов и мероприятий, которые в дальнейшем могли бы стать примером для других регионов и республики в целом.

На круглом столе «Развитие малого и среднего предпринимательства — инструмент обеспечения регионального устойчивого развития», состоявшемся в Минске 15 мая, участникам было предложено обсудить роль и место предпринимательства в реализации основных приоритетов развития Минской области, реализации конкретных проектов и мероприятий, которые в дальнейшем могли бы стать примером для других регионов и республики в целом.

В ходе «круглого стола» прошла презентация проекта «Стратегии устойчивого развития Минской области на 2016 — 2025 годы», подготовленного в рамках проекта МТП ЕС «Поддержка регионального и местного развития в Беларуси», и роли развития малого и среднего предпринимательства в обеспечении регионального устойчивого развития. Это мероприятие — часть «Недели Устойчивого Развития–2015», которая проводится во всех регионах Беларуси с 24 апреля по 25 мая. В ее рамках запланировано проведение «круглых столов», научных кафе, конференций по направлениям: зеленая экономика, эффективные стратегии устойчивого развития, образование, потребление и региональный рынок, профессиональная и общественная деятельность. Организаторами выступают Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау (ММОЦ) и Программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, НИЭИ, Программа развития ООН, представительство Евросоюза в Беларуси. Целью здесь провозглашено повышение результативности взаимодействия общественных инициатив, государства и бизнеса при активной роли гражданского общества.

Представители организаторов мероприятия — проекта МТП ЕС «Поддержка регионального и местного развития в Беларуси», Республиканской конфедерации предпринимательства, Минского облисполкома, Института экономики НАН Беларуси и Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МСПиР) — обсудили с руководителями и собственниками предприятий малого и среднего бизнеса перспективы реализации стратегий устойчивого развития белорусских регионов.

В проекте Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года развитие предпринимательства названо важным фактором повышения устойчивости развития страны, обеспечивающим занятость, рост уровня насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, формирующим эффективную конкурентную среду. В проекте декларируется цель создания благоприятной предпринимательской среды, самозанятости МСБ. Критерием достижения поставленной цели должен стать рост удельного веса микро-, малых и средних организаций в ВВП страны с 22,3% в 2013 г. до 37% в 2020-м. Обеспечить это планируется путем дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования сферы МСБ, оптимизации его налоговой нагрузки, господдержки субъектов МСБ и инфраструктуры этого сектора. Выступления представителей Института экономики рисуют довольно убедительный список мер, призванных обеспечить развитие МСБ в течение ближайших пяти лет. К сожалению, опыт ведения бизнеса в республике подсказывает предпринимателям, что многочисленные программы и стратегии часто остаются лишь на бумаге.

Подтверждают это и данные статистики. Так, по информации Белстата, на 1 января т.г. в республике работало 111,8 тыс. организаций малого предпринимательства, из них 88,9% — микро- и 11,1% малых организаций. Темп роста числа таких компаний — 22,1% — вдвое выше, чем годом ранее. Однако среднегодовая численность их работников в 2014 г. сократилась на 3% по сравнению с 2013-м и составила 818,5 тыс. человек. Таким образом, среднее число работающих за год снизилась с 9,2 до 7,3 человек.

Учитывая, что в целом численность занятого населения в республике сократилась на 1,3%, получается, что МСБ явно не готов принимать высвобождающиеся кадры крупных предприятий. Скорее можно предположить, что иные бизнесы предпочитают «делиться», чтобы сохранить возможность применения упрощенной системы налогообложения. К производству его тоже по-прежнему не тянет. Наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий остаются торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (39,4% от общего количества организаций), промышленность (13,7%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (13,1%), транспорт и связь (12,1%).

Удельный вес микроорганизаций и малых организаций в основных экономических показателях республики тоже не улучшился, а по ряду параметров существенно отстает от пикового 2011 года (см. таблицу в печатной версии "ЭГ").

Надо отметить, что отнесение к малому бизнесу в соответствии с отечественным законодательством производится исключительно по среднегодовой численности работников (микроорганизации — до 15 человек включительно, малые организации — от 16 до 100), независимо от формы собственности. Поэтому, говоря о доле малого бизнеса в экономике, наши и иностранные специалисты имеют в виду разные вещи: мы считаем всех, в т.ч. государственных операторов экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений, а иностранцы обычно имеют в виду частные компании с ограничением как по числу работающих, так и выручки и стоимости активов.

На «круглом столе» были представлены примеры зарубежного опыта решения задач развития малого предпринимательства. Так, ведущий эксперт по правовым вопросам Джошуа Бадах отметил, что в ЕС государство видит в МСБ инструмент решения задач самозанятости населения, увеличения производства товаров и услуг. При этом фискальный вопрос даже не рассматривается — власти не только не рассчитывают на весомый вклад малого бизнеса в бюджет, но и готовы вкладывать в его развитие средства, не оговаривая достижение получателями каких-либо показателей, а зачастую даже не рассчитывая на возвратность. Д. Бадах и руководитель проекта МТП ЕС «Поддержка регионального и местного развития в Беларуси» (Дания) привели ряд примеров успешного развития различных проектов малого бизнеса в странах ЕС. Заметно, что помощь государства здесь играет куда меньшую роль, чем существование институциональной среды, все компоненты которой обеспечивают гражданам максимально благоприятные условия для создания своего дела и его выживаемости в рыночных условиях. Белорусским участникам «круглого стола» выступления зарубежных экспертов невольно демонстрируют, что обещаемые сегодня в программах и концепциях меры (если они будут реализованы) обеспечат не преимущества, а только примерно равные стартовые условия по сравнению с существующими в странах ЕС. Ведь невмешательство государства в работу частных компаний, кооперация с крупными корпорациями, доступность кредитов и деловых услуг, финансовая инфраструктура, комфортное налоговое администрирование, защита частной собственности — неотъемлемые атрибуты рыночной экономики, которые сложно сочетать с административно-командными методами и доминированием государственной собственности.

Стратегическими целями развития малого и среднего предпринимательства являются превращение его в движущую силу устойчивого развития страны, рост среднего класса, являющегося главным базисом социально-экономической стабильности. Для дальнейшего его развития необходимо обеспечить консолидацию бизнеса и устойчивый диалог с государственной властью, считает глава МССПиР Владимир Карягин. Однако предприниматели не торопятся консолидироваться под флагом бизнес-союзов и в основной массе предпочитают наблюдать со стороны за их деятельностью — не переставая пенять, что их интересы некому отстаивать.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by