Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
01.06.2016 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Маленькая победоносная отмена

Отменен один из самых одиозных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, – Декрет от 7.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». Он утрачивает силу с 1 июня 2016 г. в связи с принятием Указа от 27.05.2016 № 182.

Декрет № 9 предусматривал перевод на контрактную форму найма работников организаций, которым оказывалась господдержка в соответствии с Указом от 18.10.2007 № 529 «О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности»: ОАО «Борисовдрев», «Витебскдрев», «Гомельдрев», «Ивацевичдрев», «Мостовдрев», «Речицадрев», «ФанДОК», «Могилевдрев» и РПУП «Мозырский деревообрабатывающий комбинат». При этом расторжение контрактов в период реализации инвестпроектов по инициативе работников позволялось только с согласия нанимателя. Если тот не отпускал работника, оставалось лишь попытаться обжаловать такое решение председателю областного или Минского городского исполкома. В качестве компенсации за такое «крепостное право» Декретом № 9 предусматривались ежемесячные выплаты. Но работник был обязан их вернуть в случае расторжения контракта по инициативе нанимателя либо по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, причем если он не сделал бы это добровольно, то деньги предписывалось взыскивать судом.

Таким путем власти надеялись обеспечить эффективность использования мер господдержки в ходе реализации инвестпроектов в деревообрабатывающей промышленности, укрепить трудовую дисциплину и материальное стимулирование работников. На деле же Декрет № 9 принес значительные имиджевые потери. Активисты независимых профсоюзов постоянно приводили его как образец чиновничьего произвола и бесправия трудящихся в нашей стране. Правда, каких-то протестов со стороны работников, на которых распространялись нормы этого акта, не наблюдалось.

На фоне новаций в трудовых отношениях, менее заметной для общественности, была другая норма Декрета № 9 – дополнительные меры ответственности за нарушения при реализации инвестпроектов в деревообработке подрядчиком (субподрядчиком, проектной организацией) установленных сроков проектирования и строительства объектов. Но установленные здесь штрафы не пропадут: они заблаговременно закреплены с 4 апреля т.г. в ст.ст. 21 и 26 КоАП.

После появления Декрета № 9, чиновники уверяли, что он принят на период модернизации предприятий и носит временный характер. Но они оказались правы лишь частично. Декрет действительно просуществовал около 3,5 лет, хотя согласно Указу № 529 инвестпроекты по модернизации должны реализовываться до 2018 г. Быть может, власти сочли, что документ выполнил возложенные на него задачи?

Выручка 8 ОАО, на которые распространялись нормы Декрета № 9 с 2012 по 2015 год, согласно опубликованным Минфином данным, выросла с 1709,8 млрд.Br до 2206,1 млрд., но сократилась на 1/3 в долларовом эквиваленте. Такое сопоставление нынче категорически не нравится правительству. Но оно вполне уместно, хотя бы потому, что значительная часть господдержки связана с валютными кредитами. Между тем чистой прибыли у «декретных» предприятий деревообработки за это время, судя по данным отчетности, не прибавляется.

В свою очередь, среднесписочная численность этих ОАО с 2012 по 2015 гг. сократилась суммарно с 12 625 до 10 532 человек. Надо полагать, каждый пятый работник покинул предприятие, к которому был прикреплен, с соизволения начальства, вернув предусмотренные Декретом № 9 выплаты (если они производились). Впрочем, при нынешней ситуации в экономике и на рынке труда для многих организаций республики проблемой чаще является не удержание работников, а наоборот, необходимость сокращения избыточной численности.

Совершенно случайно отмена Декрета № 9 совпала с открытием в Женеве Международной конференции труда, на которой 2 июня должен был рассматриваться вопрос о принудительном труде в Беларуси. Впрочем, если функционеры МОТ, когда-то ознакомленные с Декретом, лишь выразили свое недоумение по поводу его норм, то вряд ли они предприняли бы какие-то резкие шаги, если бы предмет дискуссии так своевременно не исчез из белорусского законодательства.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by