$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Строительство

МАКИЯЖ КВАЛИФИКАЦИИ©

29.07.2014

 

Реформирование строительной отрасли, начало которому положил Указ Президента от 14.01.2014 № 26, предполагает ряд новшеств, отношение к которым достаточно противоречивое. Благородная цель наведения порядка на строительном рынке может быть дискредитирована проблемами, почва для которых создается введенной нормативной базой.

Игорь ЛЫСОИВАНОВ,

директор ООО «МНВЦЭ Энерготехно»

В их числе требование, которое обязывает до разработки проектно-сметной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, заказчиков либо застройщиков разрабатывать предпроектную (прединвестиционную) документацию, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду, экономическая целесообразность осуществления инвестиций. Причины данного решения совершенно понятны: в условиях ограниченности финансовых ресурсов инвестиционная политика должна быть четкой и продуманной. Однако при этом данное требование касается объектов не только бюджетного финансирования, но и зданий и сооружений 1–4 классов сложности, возводимых за счет частных инвестиций.

Важным нововведением является отмена механизма параллельного строительства и проектирования. Причина отмены очевидна — это плохо зарекомендовавшая себя практика параллельного строительства и проектирования, которая была призвана сократить сроки строительства объектов. В действительности же применение данного механизма зачастую провоцировало появление серьезных проблем. Из-за спешки или недостаточной квалификации проектанты разрабатывали некачественную проектно-сметную документацию, как следствие, строительство велось с ошибками, которые затем приходилось исправлять, тратя дополнительные время и финансовые ресурсы.

Но в совокупности эти два нововведения могут в значительной мере сказаться на привлекательности строительного сектора для иностранных инвесторов. Если ранее такой инвестор, начиная деятельность, сам оценивал эффективность своих вложений, лично мог рассчитать риски, рентабельность, сделать архитектурный проект и на его основе начинать строительство, то теперь ему необходимо будет потратить немало времени на подготовительную стадию. В несколько месяцев выльется сбор исходных данных для стадии обоснования инвестирования, затем порядка 2 месяцев понадобится на разработку самого обоснования, еще 1–2 месяца — на его утверждение (в случае необходимости, так как оно требуется не всегда).

Только после этого инвестор может приступать к разработке архитектурного проекта. Но если ранее после завершения работы над архитектурным проектом можно было начинать строительство, то теперь — только после разработки строительного проекта. Как видим, в новых условиях функционирования строительной сферы от момента принятия решения о строительстве до момента начала самого строительства может пройти около года. Это приличный отрезок времени, что, естественно, негативно влияет на инвестиционную привлекательность сферы строительства.

Принципиально новым в нормативной базе, регулирующей строительную деятельность, является и положение о критериях, которым должны соответствовать организации строительной сферы. Само по себе это, на мой взгляд, благо, поскольку необходимость введения определенных квалификационных требований назрела давно. Но я хочу заострить внимание на некоторых спорных моментах.

Для организаций, которые претендуют на получение права выполнять функции генерального подрядчика, осуществляющего строительство зданий и сооружений 1–4 классов сложности, предъявляются следующие квалификационные требования:

для 1 класса — численность не менее 600 человек, а также наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении активных основных производственных фондов в стоимостном выражении не менее 300 тыс. базовых величин;

для 2 класса — численность не менее 400 человек, а также наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении активных основных производственных фондов в стоимостном выражении не менее 150 тыс. базовых величин;

для 3 класса — численность не менее 100 человек, а также наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении активных основных производственных фондов в стоимостном выражении не менее 75 тыс. базовых величин.

Основное беспокойство участников рынка вызывает критерий численности персонала. Некоторые организации могли бы взяться за строительство только одного крупного объекта и качественно его выполнить, но теперь требование к численности персонала является камнем преткновения для такого управленческого решения. Требование численности персонала будет способствовать наличию скрытой безработицы, негативно сказываться на эффективности использования трудовых ресурсов. Данный критерий может связать руки организациям в части реакции на состояние рынка, положение компании на рынке, кадровой политики, а также стать сдерживающим фактором роста производительности труда.

Хочу заострить внимание на последствия действия новых требований для узкоспециализированных строительных рынков, таких, скажем, как энергетическое строительство. В этом секторе встречаются компании, выполняющие заказы комплексно, т.е. осуществляющие проектирование, монтаж и строительство объектов. К примеру, блочно-модульных котельных различной мощности. При этом численность их персонала — несколько десятков человек, что не соответствует критериям, установленным для выполнения функций генерального подрядчика. В таком качестве малочисленные организации не смогут больше работать на этом рынке, что дестабилизирует на нем ситуацию, в т.ч. ценовую.

Беларусь, таким образом, пошла по пути более жесткого административного регулирования национального строительного рынка. Как это соотносится с подходами, применяемыми при организации рынка строительных услуг нашими партнерами по Таможенному союзу, в первую очередь Россией? В РФ с 1.01.2009 г. прекращена выдача лицензий на выполнение проектных работ, строительство зданий и сооружений, а также инженерных изысканий на эти цели. Федеральным законом от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен новый порядок регулирования указанных видов деятельности.

Здесь тенденция такова, что на смену более жесткому государственному регулированию строительной деятельности пришел, как считают наши соседи, более профессиональный, эффективный, а также менее коррупционный корпоративный контроль своих же коллег — участников саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и осуществления инженерных изысканий. Не государство, а СРО самостоятельно определяют формы контроля, сроки, периодичность проведения проверок деятельности своих членов. Критерии, устанавливаемые СРО к организациям — членам, значительно ниже требований, предъявляемых к нашим организациям Минстройархитектуры.

В Договоре о ЕАЭС говорится о создании условий для взаимного признания государствами — членами лицензий и разрешений, выданных соответствующими органами. Но, анализируя требования, установленные у нас для прохождения аттестации персонала и организаций, складывается впечатление, что Беларусь не учитывала российский опыт в строительной сфере. На мой взгляд, отсутствие должного внимания к проблемным вопросам и отсутствие решений по ним может сильно сказаться на работе строительной сферы. В противном случае ожидаемый эффект от вступления в силу Указа Президента № 26 и следующих за ним документов достигнут не будет.