Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
13.01.2009 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Макароны роста

«Боримак» соревнуется с конкурентами

   В 2009 г. макаронных изделий белорусского производства станет больше, а качество лучше. Впрочем, обойти иностранных конкурентов в этом секторе продовольственного рынка нам все еще не удается.

   Сегодня емкость белорусского рынка макарон оценивается в 80-100 тыс. т изделий. Центром отечественного макаронного производства остается Борисов. Филиал ОАО «Боримак» УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» выпускает почти 90% всей отечественной продукции. В декабре здесь состоялся пуск после капитального ремонта линии щвейцарской фирмы «Бюлер» по производству длинных макаронных изделий «Она была установлена в 1990 г., — рассказала «ЭГ» главный экономист предприятия Галина Гришкевич. — С тех пор внутренние узлы поизносились, из-за чего возникали проблемы с эксплуатацией. Поэтому заказали в Швейцарии основные комплектующие на 610 тыс. EUR».

   Финансировался проект за счет кредитных ресурсов Беларусбанка и собственных средств предприятия. Эта линия играет главную скрипку в производстве спагетти — одного из основных видов продукции «Боримак». Годовая мощность «Бюлер» — 8,2 тыс. т макаронных изделий. Первые недели работы оборудования вызывают позитивные отзывы — качество продукции улучшилось.

   Эксплуатация обновленной швейцарской линии по выпуску длинных макаронных изделий — один из факторов производственного роста. Кстати, кроме капремонта, «Боримак» расширил технические возможности оборудования за счет приобретения у его производителя новых макаронных матриц. Отныне борисовчане будут производить на нем еще три вида изделий — «соломку», «особые» и «лапшу».

   По словам Г.Гришкевич, прошлый год в целом был успешным для предприятия. По предварительным подсчетам, филиал получит около 6-1,7 млрд. Br чистой прибыли, что позволило перешагнуть 12-процентный уровень рентабельности (в 2007 г. — 4,9%). «В 2008 г. на нашу продукцию было больше спроса, — отмечает Г.Гришкевич. — С марта по август макароны уходили с колес. Да и в декабре остатки на складе не превышали 8-10-дневного производства».

   В сентябре, когда наметилась новая тенденция, связанная с превышением производства над спросом, «Боримак» ощутил свою зависимость от мировых процессов. Финансовый кризис и падение цен на зерно повлияло на ценовую политику зарубежных производителей макарон. Они начали сбрасывать цены, причем прилично — на 20-30%. Белорусский рынок, где доля импорта достигает 80%, почувствовал это мгновенно. Естественно, часть населения тут же переключилась на подешевевшую продукцию российских, украинских и итальянских фирм. В результате импортеры макарон, в частности, таких торговых марок, как «Макфа» (Россия) или «Pasta Zara» (Италия) еще более усилили свои позиции на нашем потребительском рынке.

   Чтобы не затоварить свои склады, в октябре вынужден был заморозить цены на свою продукцию и «Боримак». Такая политика, учитывая рыночную конъюнктуру, была продолжена в ноябре и декабре. «Не планируем повышения цен мы и в январе», — сообщила Г.Гришкевич. По ее словам, та же конъюнктура будет барометром поведения борисовчан на макаронном рынке страны и в последующие месяцы.

   Планы предприятия на 2009 г. — выпуск 17,2 тыс. т изделий. По сравнению с предыдущим годом прогнозируемое увеличение объемов составит порядка 118%. Основной фактор производственного роста — технический прогресс. В новом году он предполагается в секторе короткорезаных макарон, которые также производит борисовское предприятие. Здесь в их выпуске пока задействована одна линия годовой производительностью 7,2 тыс. т макаронных изделий. Она была закуплена в Италии и установлена в 2007 г. в рамках программы импортозамещения (стоимость проекта составила 5,7 млрд. Br).

   В 2008 г. был сделан шаг для установки на предприятии второй линии — в августе «Боримак» заключил контракт на ее приобретение уже с фирмой «Бюлер». «В сентябре мы произвели оплату 15% стоимости контракта, и до конца апреля 2009 г. нам должны поставить это оборудование», — уточнила Г.Гришкевич. А уже в октябре, по ее словам, будет произведен пуск новой линии, что позволит «Боримак» в 2010 г. выйти на суммарное производство 22,6 тыс. т макаронных изделий.

   Между тем, судя по этим цифрам, борисовчане явно отстают от графика, запланированного правительством. Напомним, что во времена СССР Борисовская макаронная фабрика (нынешний «Боримак») была одним из отраслевых лидеров по количественным показателям, которые более чем в три раза превышают теперешние. Также напомним, что в августе 2006 г. премьер-министр Сергей Сидорский, посещая предприятие, распорядился за 2 года увеличить объемы производства до 47 тыс. т, чтобы выйти на 50-процентный уровень обеспечения внутреннего рынка. Но, похоже, что достижение этой цели требует значительно больших инвестиций, нежели предполагалось. С другой стороны, производственный рост должен быть осмысленным. Вал ведь может остаться на складе, если проиграть конкурентам борьбу за потребителя.

   Как показывают тенденции мирового макаронного рынка, сегодня производители направляют усилия на улучшение качества, упаковки и рекламы продукции. Качественный прогресс связан со строгими подходами к использованию муки, которая должна быть «как у итальянцев» — произведена из твердых сортов пшеницы с высокой клейковиной. В Беларуси же до сих пор твердых сортов пшеницы не выращивают. А разваривающиеся изделия сегодня спросом не пользуются. Темные макароны, мутнеющая в процессе варки вода сразу отталкивают потребителя. А вот красочная упаковка, многовариантность фасовки — значимые факторы, улучшающие процесс продаж. Каждый шестой из них, как показали исследования, произведенные в России, рассматривает, например, фирменную упаковку как гарантию качества и защиту от подделок. Наконец, эксперты советуют производителям «перетягивать канат» на потребительском рынке путем активной рекламы.

   «Боримак» в 2009 г., как подчеркнула Г.Гришкевич, намерен «держать нос по ветру», прежде всего в плане отпускных цен на свою продукцию и ее качества, чтобы удержать старых и привлечь новых потребителей. Неожиданная девальвация национальной валюты борисовчанам на руку — ведь импортеры, чтобы не работать в убыток, вынуждены будут переписать ценники на зарубежные макароны в сторону увеличения. Однако воспользоваться моментом и потеснить конкурентов «Боримак» из-за ограниченности производимых объемов не сможет. Поэтому ему ничего не остается, как готовить почву для количественного рывка. Тем более, что никто ведь не отменял для борисовчан правительственного задания о наращивании объемов.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by