$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Магия «скучных» цифр

08.12.2006

Развитие любого государства, органов власти и управления неразрывно связано с наличием, состоянием и востребованностью объективных данных официальной статистики. В республике нет такой сферы научной, социальной, политической и тем более экономической деятельности, где бы эти данные не применялись. Без них немыслима характеристика деятельности экономических единиц, отраслевых, организационно-правовых и иных структурных формирований, итогов развития отдельных стран и мировой экономики в целом.

Сегодня «Экономическая газета» публикует подборку материалов, рассказывающих не только о значении белорусской государственной статистики в формировании информационной структуры государства, но и о том, как и для чего эти данные собираются, анализируются, обобщаются и распространяются. Открывает подборку статья министра статистики и анализа Республики Беларусь Владимира ЗИНОВСКОГО.

Государственная статистика служит удовлетворению потребности в информации всех пользователей — как органов государственной власти и управления, так и научной общественности, средств массовой информации, населения. За годы становления Беларуси как самостоятельного государства она подверглась комплексному пересмотру и реформированию, в результате чего была сформирована практически новая статистика, соответствующая международным стандартам и правилам: созданы законодательная база, система национальных счетов, статистика цен, внешней торговли, науки и инноваций, организованы наблюдения за уровнем жизни населения, за деятельностью субъектов малого предпринимательства и т. д.

Сегодня для удовлетворения растущих информационных потребностей пользователей органы государственной статистики осуществляют сбор и обработку данных по 181 форме государственной статистической отчетности. Из них 88 (48,6%) — с годовой периодичностью представления данных, 38 (21,0%) — с полугодовой и квартальной, 43 (23,8%) — с месячной, 12 (6,6%) — с прочей периодичностью представления.

Работа по пересмотру форм государственной статистической отчетности с целью актуализации системы показателей, характеризующих положение страны, ее регионов и секторов экономики, снижения нагрузки на отчитывающиеся организации — важнейшее направление в статистической деятельности. В результате количество этих форм сокращено с 265, действовавших в 2001 г., до 181 для отчета в 2007 г. Они — единственный официальный источник, позволяющий получить объективную информацию о социально-экономическом, демографическом и экологическом положении республики и ее регионов.

Учитывая значимость статистической информации при принятии решений на всех уровнях государственного управления, законодательством установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность должностных лиц организаций за нарушение порядка ее представления. Данные подвергаются контролю не только на стадии их ввода и обработки, но и в ходе проверок, проводимых органами государственной статистики непосредственно в организации. Ежегодно в организациях проводится около 5000 таких проверок.

Таким образом, только после всестороннего контроля, автоматизированной обработки и агрегации статистическая информация получает «вторую жизнь» в виде статистических сборников, бюллетеней и публикаций.

На основе действующего информационного ресурса Минстатом ежегодно издается более 20 годовых статистических сборников, а в течение года — около 1000 бюллетеней с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью, заполняется более 40 вопросников по запросам международных организаций.

Наряду со сводными статистическими публикациями, такими как «Статистический ежегодник», «Регионы Республики Беларусь», «Беларусь в цифрах», «Беларусь и Россия», издаются тематические сборники «Национальные счета», «Труд и занятость», «Население», «Образование», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Транспорт и связь», «Инвестиции и строительство», «Розничная торговля», «Внешняя торговля» и ряд других.

Присоединение Республики Беларусь в декабре 2004 г. к Специальному Стандарту Распространения данных Международного Валютного Фонда свидетельствует о том, что белорусская статистика соответствует международным рекомендациям и позволяет адекватно оценивать складывающуюся социально-экономическую ситуацию в стране, анализировать происходящие в ней процессы и вырабатывать управленческие решения. К слову, в настоящее время требованиям этого стандарта соответствует государственная статистика только 64 стран.

Значение статистической информации еще больше возрастает с переходом к информационному обществу, что в свою очередь предъявляет новые требования к использованию информационных технологий в официальной статистической деятельности. Недопустимо, чтобы уровень применяемой здесь техники и технологии отставал от уровня информатизации общества в целом, пользователей и респондентов в частности. Между тем используемые технологии и техническая оснащенность органов государственной статистики пока не позволяет им в полном объеме решать поставленные задачи.

Развитие в статистике информационных технологий — это жизненная необходимость, главной целью которой является организация полноценного эффективного статистического производства, обеспечивающего, с одной стороны, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации, а с другой — максимальное удовлетворение возрастающих потребностей всех пользователей в качественной и своевременной информации.

Для решения этих задач Указом Президента от 13.11.2006 № 665 утверждена Государственная программа создания Единой информационной системы государственной статистики Республики Беларусь на 2007-2011 гг. (ЕИСГС). Программа предусматривает проведение поэтапного комплекса целенаправленных мероприятий.

В технологии сбора статистической информации новым решением будет являться поэтапное внедрение электронных форм представления информации взамен бумажных с учетом возможностей использования респондентами современных программных и телекоммуникационных средств. Сбор и ввод данных государственной статистической отчетности — это самый трудоемкий этап в технологическом процессе.

Сбор статистических данных на бумажных носителях имеет ряд негативных сторон. Прежде всего это большие затраты времени на ручную работу: респондентами — на заполнение и контроль данных государственной статистической отчетности; статистиками — на прием и ввод данных.

Переход от технологий сбора информации на бумажном носителе к электронному формату представления данных позволит минимизировать нагрузку на отчитывающиеся организации, повысить качество представляемой информации за счет использования автоматизированных режимов контроля на стадии заполнения электронных отчетов, сократить время обработки информации, снизить расходы на изготовление бланочной продукции, а также проводить централизованное оперативное обновление электронных бланков отчетности в случае их изменения.

На основе внедрения новых технологий и мощных систем управления базами данных предусматривается создание статистических баз данных, позволяющих обеспечивать накопление и хранение данных за ряд лет, подготовку в оперативном режиме информационно-аналитических материалов по запросам пользователей, проведение комплексного анализа и дополнительных расчетов, экспорта сводных данных, обеспечивающего их использование в базах данных пользователей.

В части распространения статистической информации предусматривается создание базы готовых документов, содержащей регламентные таблицы, графики, аналитические и методические материалы, а также предоставление информации для широкого круга внешних пользователей с использованием интернет-технологий.

Для внедрения сквозной технологии сбора, обработки и распространения статистической информации в первую очередь будут проведены работы по созданию единой телекоммуникационной среды — корпоративной сети, объединяющей все уровни статистического производства (республиканский, областной и районный), а в комплексе будет полностью осуществлено техническое переоснащение органов государственной статистики.

Таким образом, внедрение современных передовых информационно-коммуникационных технологий в статистическую практику позволит создать новую современную платформу по автоматизации всех процессов статистического производства — от проектирования формы государственной статистической отчетности до предоставления информации пользователю.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях