Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
17.09.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД - БЕЗЛИКИМ ГРАЖДАНАМ

К столичным торжествам по случаю Дня города на прошлой неделе власти Минска приурочили закрытие движения троллейбусов в центре столицы, на прощание предметно продемонстрировав горожанам 50-летнюю историю горэлектротранспорта...
К столичным торжествам по случаю Дня города на прошлой неделе власти Минска приурочили закрытие движения троллейбусов в центре столицы, на прощание предметно продемонстрировав горожанам 50-летнюю историю горэлектротранспорта. С чем можно бы и смириться, приведи городские власти убедительные аргументы экономической целесообразности изгнания троллейбусов с главной транспортной артерии города. Однако увы, не в их традиции обосновывать кому-либо экономическую состоятельность принимаемых решений. А потому гражданам остается лишь гадать, а потом на себе проверять, станет ли их жизнь от принятого вчера решения более комфортной и близкой евро-стандартам завтра.

С тех пор, как руководство страны заявило о намерении превратить Минск в <визитную карточку Европы>, главным мерилом эффективной деятельности столичной мэрии стала красота. Можно не сомневаться, что эта великая сила спасет мир и отчетность чиновников Мингорисполкома перед руководством страны, но она же потребует жертв от простых обывателей столицы. Мало того, что с главного проспекта столицы исчезнут столь нелюбимые мэрией растяжки и прочие атрибуты инфрастуктуры электротранспорта, мешавшие властным знатокам городской эстетики, так еще и узловые транспортные развязки будут вынесены подальше от пр.Скорины. Как заявил начальник транспортного управления Мингорисполкома г-н Сосновский, <зона вдоль проспекта будет расчищена> от всяких пересечений и развязок общественного транспорта. В результате ближайшее от пр.Скорины троллейбусное кольцо будет находиться на ул.Немига. Учитывая, что с противоположной стороны проспекта, вплоть до ул.Ульяновской, центр и так лишен транспорта общего пользования, можно представить, с каким энтузиазмом жители западных микрорайонов будут преодолевать крутой Городской Вал и несколько кварталов, чтобы добраться до места работы или пересадки на другой маршрут. Та же <эстетика> обещана и жителям других направлений.

Но для исполкома это все так, лирика. Экономические же потери от закрытия троллейбусных линий мэрия намерена компенсировать за счет открытия автобусных маршрутов и <уплотнения> линий метро за счет высвободившихся на поверхности <пассажирообъемов>. Уже сейчас перегруженность вагонов метро утром и вечером превышает 20% (более 350 пассажиров на вагон вместо 308). Введение 5-вагонной системы по Московской линии и наплыв публики, как полагают специалисты исполкома, с лихвой компенсируют потери от ликвидации прежде наиболее прибыльных в Минске маршрутов троллейбуса. Хотя троллейбус и в РБ, и в мире - самый дешевый, экологичный и практичный вид транспорта, все же по части контроля оплаты проезда ему не сравниться с метро. А именно этот пункт для исполкома наиболее привлекателен, поскольку расчетная стоимость проезда <среднего> пассажира (без разделения на сидячие, стоячие, <половинные> места и т.д.) меньше соотносится с фактической рентабельностью поездки. Поэтому у транспортного ведомства по-прежнему сохраняется возможность требовать повышения стоимости проездных билетов, одновременно снизив собственную ответственность за обновление городского парка транспорта.

Еще в августе Мингорисполком настоял на увеличении стоимости проездных билетов, апеллируя к росту цен на топливо и ГСМ. И тут же решает пустить по троллейбусным маршрутам автобусы. Как скоро гражданам ожидать нового роста цен на билеты, если только к концу сентября топливо вздорожает минимум на 10%? И это - путь к повышению рентабельности городского транспорта? В ответ городские власти начинают рассуждать об экологии и эстетике города, заявляя о намерении закупить у МАЗа автобусы с двигателем Евро-3 для обслуживания центра Минска - аж 20 штук. Очевидно, что через какое-то время исполком, ссылаясь на нехватку средств, <временно> допустит в центр списанные в ЕС <душегубки> - <икарусы>, <мерседесы> и прочие. А поддержка МАЗа будет напоминать ту, что оказывается сегодня <Белкоммунмашу>.

И уж тем более здесь неуместны ссылки на европейские столицы, которые-де не имеют маршрутов электротранспорта. Наоборот, западные муниципии делают все для его развития, не скупясь, например, на приобретение трамваев стоимостью 1 млн USD или на организацию инфраструктуры для велосипедного движения, а не просто на создание лыжно-роллерных трасс. Кто-нибудь в Минске слышал хотя бы о проекте развития велосипедного движения?

Не только удобства перемещения граждан, но и экология в странах Запада - категория экономическая. Когда в Мингорисполкоме начинают рассуждать об отсутствии электротранспорта в западных столицах, то почему-то не вспоминают, что проспекты там - те же автобаны, по которым перемещаются не только автобусы Евро-3, но и масса новых личных автомобилей, которыми располагает едва не каждая семья европейца или американца. Легко судить об эстетике из окон служебных <мерседесов> и <вольво>, но даже если минчане приблизятся к европейцам по уровню обеспеченности легковым автотранспортом, неужели в нашей мэрии полагают, что легковушки 10-летней давности добавят городу свежего воздуха?

Экономический эффект от соблюдения экологических норм, удобство и качество жизни граждан как раз и выражаются в экономии их времени, сил и здоровья, в т.ч. по пути на работу. Именно поэтому в Нью-Йорке или Париже строятся заведомо убыточные линии метрополитена, трамваев и т.д. - все это в итоге возвращается самим налогоплательщикам. Они зарабатывают деньги, мэрия создает для этого условия. Минчан исполком пытается облагодетельствовать красотой замысла за их же счет - в этом вся разница. Едва речь заходит об увеличении закупок новых минских трамваев (15 штук в т.г.!) или о технологиях развязки пассажиропотока на станции метро <Октябрьская> - у мэрии нет денег. Но об экономии тотчас забывают, когда дело касается замены трамвайного парка рижских вагонов на такие же музейные экспонаты из Германии, - это подается как спасительный дар столице чиновников мэрии и филантропов из ФРГ. Однако ни слова о том, что <безвозмездный> дар оплатит горбюджет: доставка 100 реликтовых машин в РБ, командировки и дальнейший обмен <опытом>, перестройка колесной тяги на нашу ширину колеи, постоянные ремонты и поиск запчастей 30-летней давности, увольнения на <Белкоммунмаше> и т.д.

Просчеты проектировщиков метро в 80-х гг. уже дорого обошлись городу. Но ликвидация троллейбусного движения в центре после ввода в строй станции метро <Кунцевщина> буквально программирует новые ЧП, особенно на ст. <Октябрьская>. Неужто ничего не изменилось? Ведь и сегодня полсотни юных жизней после трагедии на Немиге для мэрии - не категория экономической безопасности, а так, стечение обстоятельств, казус: Ответят ли нынешние чиновники за качество принятых все же ими персонально решений через 5, 10 лет? Вот то-то и оно.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений