Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЛУЧШЕ НЕТ ТОГО НАЛОГА, который не надо платить

Бизнесмены, бухгалтеры, руководители предприятий с замиранием сердца ждут, что же сделает для них рабочая группа по упрощению налоговой системы. Напомним, что группа эта была создана постановлением Совмина от 7.05.2005 г. № 506 в соответствии с поручением главы государства...
Бизнесмены, бухгалтеры, руководители предприятий с замиранием сердца ждут, что же сделает для них рабочая группа по упрощению налоговой системы. Напомним, что группа эта была создана постановлением Совмина от 7.05.2005 г. № 506 в соответствии с поручением главы государства. "Экономическая газета" не раз писала о работе группы и предложениях предпринимательских союзов. Оказывается, многие идеи приняты во внимание. Об этом рассказал Интерфаксу первый заместитель министра по налогам и сборам Владимир ПОЛУЯН.

Прежде всего, предлагается поэтапно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, отметил В.Полуян. О необходимости отмены этих платежей с выручки, имеющих сходную налоговую базу, и негативном влиянии "каскадного эффекта" начисления одного налога на другой на каждой стадии реализации говорилось давно и много. Но существование оборотных налогов чиновники оправдывали необходимостью господдержки отдельных отраслей и видов деятельности. Теперь же, как подчеркнул первый заместитель министра, в 2006-2010гг. планируется поэтапно ликвидировать эти налоги, не имеющие в мире аналогов. А одновременно будут приниматься меры по компенсации выпадающих доходов бюджета за счет роста поступлений других налогов и расширения налогооблагаемой базы. Предполагается, что она увеличится в связи с ростом ВВП, в т.ч. благодаря исключению оборотных платежей.

Рабочая группа также считает целесообразным рассмотрение и принятие проекта Особенной части Налогового кодекса по главам. Внесенный в правительство проект Особенной части включает 292 статьи и 22 главы, каждая из которых посвящена отдельному налогу. Согласование столь объемного документа целиком займет много времени. По словам В.Полуяна, "было бы логично принимать его по частям, которые уже согласованы, например, по НДС, акцизам и налогу на прибыль", а скорейшее принятие отдельных глав Особенной части НК позволит избавиться от множества подзаконных ведомственных нормативных актов, которые усложняют налоговое законодательство.

Как заявил представитель МНС, планируется максимально придать законам о налоге на прибыль и НДС характер прямого действия путем поэтапного включения в них вопросов исчисления и уплаты, которые содержатся в ведомственных документах. "Это позволит исключить многочисленную переписку налоговых органов с предприятиями по вопросам применения и исчисления основных налогов", - считает В.Полуян. Кроме того, рабочая группа инициирует перевод ставок отдельных налогов, например, акцизов, из евро в белорусские рубли с механизмом ежеквартальной индексации в пределах прогнозного уровня инфляции.

Рассматривается возможность введения принципа "единого окна" при предоставлении периодической отчетности в налоговые органы. "В перспективе хотелось бы упростить эту систему вплоть до возможности сдавать декларации в электронном виде", - сказал В.Полуян. Правда, плательщикам еще придется научиться декларации как следует заполнять.

В целом первый заместитель министра по налогам и сборам считает, что рабочая группа, в состав которой входят представители органов госуправления, общественных объединений, ученые, парламентарии, руководители крупнейших промпредприятий, "ведет кропотливую работу и ее результат действительно позволит упростить налоговую систему".

А предприятия, в свою очередь, надеются, что она будет еще и не столь обременительной. Пока же, как сообщает Интерфакс, в нашей стране за 9 месяцев 2005 г. централизация доходов консолидированного бюджета (без учета фонда соцзащиты) выросла до 37,5% к ВВП с 34,4% в январе-сентябре 2004 г. На 1 октября 2003 г. совокупная налоговая нагрузка составляла 33,7% к ВВП, на 1 октября 2002 г. - 32%. А по сведениям МНС, налоговая нагрузка с учетом фонда соцзащиты достигла за 9 месяцев текущего года 43,7 % - на 2,9 процентных пункта больше, чем годом ранее. В Минфине рост налоговой нагрузки объясняют увеличением энергетичности доходов, что проявляется в более высоких темпах роста реальных доходов консолидированного бюджета по сравнению с темпами роста ВВП. Хорошо, если так. Но некоторым предприятиям, особенно из числа тех, кому не достались различные меры господдержки, кажется, что казна попросту забирает слишком много. Ведь за январь-октябрь 2005 г. налоговые поступления консолидированного бюджета составили 19,06 трлн. руб. (106,8% к плану), в т.ч. в республиканский бюджет - 11,35 трлн. (109,3%), а в местные - 7,7 трлн. руб. (103,2%). По сравнению с аналогичным периодом 2004 г. налоговые поступления в сопоставимых ценах выросли на 18,8%, в т.ч. по республиканскому бюджету- на 38,1%, по местным бюджетам - на 3,2%.

В разрезе основных источников дохода бюджета, контролируемых МНС, поступления налога на прибыль выросли на 24,6%, НДС - на 35,1%, акцизов - на 2,2%, оборотных налогов - на 1,7%, подоходного налога - на 13,5%.

В структуре основных налоговых источников доходов бюджета доля налогов на доходы и прибыль выросла с 15,9 до 16,4%, доходов от внешней торговли - с 8,1 до 9,3%. Доля акцизов снизилась с 8,2% до 7,3%, а НДС выросла с 28,1% до 31,9%. В то же время В.Полуян сообщил Интерфаксу, что 76,5% всех поступлений этого налога за январь-октябрь в бюджет страны обеспечил "ввозной" НДС из России. А это 2,6 трлн. руб. - 5% к ВВП. Перевыполнение плана на январь-октябрь по поступлениям НДС составило 11,5%. В то же время объем зачетов и возвратов экспортерам сумм превышения НДС, уплаченных при ввозе, над суммами, исчисленными по реализации, составил 1,973 трлн. руб., в т.ч. зачтено в счет других налогов - 1,792 трлн., возвращено - 181,4 млрд. По словам представителя МНС, с учетом зачетов и возвратов отечественные предприятия уплачивают этот налог в размере 3-5% от оборота по реализации.

По мнению замминистра, со второго полугодия механизм взаимодействия с налоговыми службами России по администрированию НДС полностью отлажен, и в настоящее время у субъектов хозяйствования уже нет проблем в связи с этим. В.Полуян напомнил, что срок зачета и возврата нулевой ставки НДС при экспорте с начала текущего года был сокращен до 3 месяцев с 9 месяцев в 2004 г., а в октябре период возмещения нулевой ставки сокращен до 2 месяцев с даты подачи предприятием заявления в налоговые органы. Все эти меры способствовали развитию белорусского экспорта и росту оборотных средств предприятий, отметил он.

                ***

Правда, пока по данным Минстата, доля России в общем товарообороте снизилась с 57,9 % в январе-сентябре 2004 г. до 48,2 % в текущем году. Прайм-ТАСС сообщает о прогнозах снижения темпов роста экспорта в Россию до 3 % против роста на 34,2 % в 2004 г. Пока же за январь-сентябрь 2005 г. белорусский экспорт в Россию снизился по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 9,4 % в стоимостном выражении и на 10,1 % в физическом объеме. Отставание произошло за счет снижения как среднеконтрактных цен, так и товарной массы. Эксперты полагают, что переход с 2005 г. на принцип страны назначения отразился и на объеме импорта из России, который сократился в январе-сентябре 2005 г. на 7,3 %. Произошло перераспределение импорта ряда товарных позиций с России в Украину и другие страны.

Но правительство надеется, что до конца года показатели удастся улучшить. Впрочем, если не получится -  тоже не беда. Соглашение не на один год принималось...