$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЛОЗУНГ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА©

05.03.2013

Если ученые и аналитики во всем мире считают, что глобальный экономический кризис — это всерьез и надолго, то белорусские власти поторопились списать в архив все неурядицы 2011 года и объявить о возврате к прежнему процветанию. Однако отголоски былых проблем продолжают звучать — то в итоговых статистических данных, то на заседании Совета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны за 2012 год и задачам на 2013 год.

За время 6-часового разбора, почему дела идут не так хорошо, как хотелось, члены правительства удостоились изрядной порции упреков — прежде всего в пассивности, отсутствии инициативы, неумении упреждать негативные явления и боязни принятия решений. Впрочем, последние тонут не столько в бесчисленных многочасовых совещаниях, сколько под грузом противоречий в постановке заданий. Так, требования роста ВВП и ряда других прогнозных показателей невозможны в отсутствие институциональных реформ и источников финансирования, по возможности неинфляционных. Но подобные задачи не решаются без применения на практике рыночных теорий, порой весьма либеральных. А это — та грань, за которую переходить заказано. Однако какие бы толчки не воздействовали на исполнительскую вертикаль, приток инвестиций — вопрос далеко не только дисциплинарный. Главным здесь является не повышение персональной ответственности чиновников и директоров госпредприятий, а защита прав инвесторов и снижение рисков предпринимательской деятельности, макроэкономическая и административная составляющая которых сегодня слишком велика. Скажем, малейший намек на возврат к тотальному государственному регулированию ценообразования повергает бизнес в панику.

Проблемы в социально-экономическом развитии решать, конечно, придется. Нужно лишь выбрать правильную последовательность. После кризиса 2011 г. приоритетом для правительства и Нацбанка стало обуздание инфляции. Без этого невозможны ни инвестиционные и социальные программы, ни масштабная бюджетная поддержка госсектора и активизация частного капитала. Да и на госпредприятиях руководители, как бы на них ни давили «сверху», не горят желанием ввязываться в инвестпроекты, окупаемость которых в условиях гиперинфляции более чем сомнительна. Не случайно который год подряд снижаются объемы инвестиций в основной капитал, причем больше всего — в активную часть основных средств. Действительно, было бы интересно проанализировать, почему доля вложений в приобретение машин, оборудования, транспортных средств снизилась с 46% в 2011 г. до 42% в 2012-м, объем иностранных инвестиций сократился на 24,1%, а ПИИ на чистой основе — почти втрое. Виноваты ли в этом недостаточно предприимчивые чиновники, совершенно недисциплинированные предприниматели или слишком жадные финансисты?

Разумеется, можно не углубляться в анализ этих явлений (мало ли куда он заведет), а ограничиться сугубо деловыми предложениями. Например, по-мужски развернуть отечественные банки лицом к реальному сектору. Но капитал банковского сектора ограничен, а риски финансирования — слишком велики, чтобы в порядке «революционной необходимости» снижать ставки до удобного промышленности и АПК уровня и кредитовать всех нуждающихся, среди которых, к сожалению, слишком много неплатежеспособных заемщиков. Можно приказать своим банкирам закрыть глаза на столь скучные вещи, как рост проблемных активов, приказать им сократить резервирование, а иностранным акционерам белорусских банков, если им что-то не нравится, даже указать на дверь. Но провести такую акцию можно лишь один раз, а деньги будут нужны постоянно.

Естественно, что горькое лекарство от гиперинфляции — жесткая кредитно-денежная политика неизбежно повлекла торможение роста экономики. Однако у властей не хватает духу пересмотреть явно нереальные в нынешней ситуации пятилетние планы. Попытки их выполнить порождают новые дисбалансы, в т.ч. «наводнение» экономики страны незаработанными деньгами, символом которого стало более чем 6-кратное превышение темпов роста реальной зарплаты над темпами роста производительности труда.

Между тем поиском путей возобновления роста заняты сегодня все. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в очередном докладе о состоянии и перспективах развития мировой экономики «На пути к росту 2013» (Going for Growth 2013) сформулировала приоритеты политики, способные улучшить материальный уровень жизни в долгосрочной перспективе, охватывающие регулирование рынка товаров и труда, образование и профессиональную подготовку, системы налогообложения и пособий, правила торговли и инвестиций и инновационную политику. По мнению авторов доклада, мощным инструментом для форсирования экономического роста, создания рабочих мест, обеспечения быстрого восстановления баланса в экономике являются структурные реформы. Сегодня к ним вынуждены прибегать не только развивающиеся страны, но и считающиеся развитыми — мировой кризис вынуждает не стоять на месте. Однако никому не приходит в голову ставить под сомнение базовые постулаты рыночной экономики. Напротив, основной акцент, по мнению ОЭСР, делается на сокращении масштабов государственного контроля предприятий, повышении транспарентности правил рынка товаров и укреплении систем базового образования. При этом чем активнее реформы, тем быстрее восстанавливается равновесие, повышается наполнение государственного бюджета, появляются стимулы роста.

Сегодня белорусские власти находятся на распутье: отказаться от имеющейся социально-экономической модели они не хотят, а та, в свою очередь, не может обеспечить прежний уровень роста и социального обеспечения. Выход, как и 80, 40 или 25 лет назад, видится в мероприятиях, которые должны повысить эффективность системы, оставив в неприкосновенности ее суть: коллективизация и индустриализация, экономия и бережливость, перестройка и ускорение, модернизация и перезагрузка... В жизни всегда есть место лозунгам, порой они претворяются в реальность, но в средне- и долгосрочной перспективе результат не обязательно соответствует ожиданиям. А потому механическое следование лозунгам текущего момента и простые рецепты проблемы экономики не решают — даже если найдется финансирование...

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях