Локальные налоги для цифровых гигантов
Повсеместное введение налога на Google все чаще заставляет крупнейшие цифровые корпорации мира платить хотя бы часть налогов в месте получения доходов.
Пока в Беларуси цифровым компаниям собираются предложить целый спектр льгот, в других странах главной тенденцией становится борьба с уходом таких компаний от налогов. В частности, в Евросоюзе пытаются заставить корпорации уплачивать налог на прибыль в месте ее получения, а не в Ирландии или иных низконалоговых юрисдикциях.
Например, недавно Facebook – владелец самой крупной социальной сети – заявил о своих намерениях со следующего года структурировать свои налоговые платежи. При этом доходы от рекламы, получаемые в разных странах, будут учитываться у локальных подразделений, а не в Ирландии, где находится штаб-квартира Facebook.
По оценкам компании, с 2018 г. она будет платить больше налогов в 25 странах, где делаются соответствующие корректировки, в т.ч. в Германии, Италии и Франции. Ранее Facebook перешел к локальному налогообложению в Австралии и Великобритании. В III квартале текущего года выручка Facebook от зарубежных операций составила 5,85 млрд. USD – примерно 57% общей выручки компании.
По некоторым оценкам, увеличение налоговых поступлений может быть и не столь значимым, в зависимости от механизма структурных налоговых преобразований и учета доходов и расходов. В самом Facebook утверждают, что реформа связана со значительными затратами и будет закончена только в середине 2019 г.
О необходимости большей прозрачности и открытости в сфере налогообложения не раз заявляли регуляторы ОЭСР, Евросоюза и входящих в него стран. Серьезность их намерений заставила транснациональные цифровые корпорации отказаться от некоторых схем минимизации налогов. Возможно, им также придется проявить лояльность и к белорусскому НДС, который будет взиматься с 1 января 2018 г.